Наступил июль, а значит, пришло время новых тарифов на коммунальные услуги. Петербуржцам придётся больше платить за свет, газ, воду и прочие радости цивилизации. Правда, к постоянному росту цен горожане давно привыкли, однако на этот раз тарифный скачок может оказаться для них куда более заметным.
С 1 июля, как и было обещано осенью 2014 года, тарифы на коммунальные услуги повышаются. В частности, цены на электроэнергию повысятся на 8,8%. В домах без электроплит одноставочный тариф повышается до 3,84 руб./кВтч, дневной составит 3,91 руб./кВтч, ночной – 2,30 руб./кВтч.
В домах с электроплитами одноставочный тариф достигнет 2,69 руб./кВтч, дневной – 2,74 руб./кВтч, ночной – 1,61 руб./кВтч.
Газ подорожает на 7,5%. С июля устанавливается тариф в 5581,94 руб./1000 кубометров.
Отопление подорожает на 9,5%. С 1 июля новый тариф – 1541,78 руб./Гкал.рост. Прежний держался на отметке 1408,01 рубля.
Сильнее всего повысятся тарифы на воду – на 10%. В результате с 1 июля 2015 года население будет платить за кубометр холодной питьевой воды 23,13 руб. и столько же – за кубометр водоотведения (эти тарифы включают НДС). За горячую воду тариф повышается на 8 руб. и достигает 92,5 руб. за кубометр.
Да, петербургские тарифы на воду, разработанные в Смольном почти год назад, выше, чем в большинстве регионов страны, однако и качество водоснабжения в Петербурге лучше, чем в среднем по России. Во всяком случае об этом информирует общественность «Водоканал», а местные экологи с такой оценкой в целом согласны.
Отдельная тема – счётчики. Горожане, которые не успели их установить, будут во втором полугодии платить, например, за воду на 20% больше. Подсчитывая, сколько стоит установка одного счётчика, а она редко бывает ниже 4 тыс. руб. за один прибор, петербуржцы пытаются взвесить все плюсы и минусы. Но, как ни крути, минусов выходит больше – такова динамика тарифов на ЖКУ.
Для сравнения: в 2014 году цены на воду, отопление и электричество выросли на 4,2%, в 2013-м – на 6,9%. Другими словами, коммунальные услуги в этом году дорожают, как минимум, в полтора раза энергичнее. Но не только они...
Рост тарифов всегда служил дополнительным поводом для раскручивания инфляции. Сейчас она и так «на высоте», а вскоре её вновь подтолкнут. В этом не сомневаются и эксперты. По данным Минэкономразвития, доля вклада тарифов естественных монополий в совокупной инфляции составляет около 30%. Об этом же писал Алексей Кудрин в статье «Инфляция, российские и мировые тенденции», которая была напечатана в журнале «Вопросы экономики» в теперь уже далёком 2007 году. Экс-министр финансов РФ указывал, что каждые 10% повышения тарифов дают дополнительные 3,7% инфляции. Некоторые экономисты считают, что вклад прогрессирующей тарификации в удорожание всего и вся ещё значительнее. Так, ведущий аналитик одного из банков Наталья Орлова говорит о 50%.
В нынешней ситуации, когда цены на продовольствие в Северной столице, по данным Петростата, выросли с начала года на 13%, эффект от повышения тарифов может быть сильнее обычного. В 2013 году рост цен за первое полугодие был в два раза ниже, чем сейчас, но и тем летом эффект от повышения тарифов оказался весьма ощутимым.
Эксперты сравнивают практику постоянного повышения тарифов со снежным комом – чем выше стоимость ЖКУ, тем выше инфляция и цены в магазинах.
И тем не менее каждый год нам объясняют, что рост тарифов обусловлен объективными факторами, что избежать удорожания невозможно, иначе поставщики энергии, тепла и воды начнут работать себе в убыток, что постоянное повышение тарифов – это, мол, мировая практика. Однако эксперты говорят об обратном. По мнению той же Натальи Орловой, ограничение роста тарифов – отличный способ простимулировать повышение эффективности естественных монополий. Кстати, об эффективности вспоминали совсем недавно, в 2012 году, когда решили тарифы временно заморозить, как раз для того, чтобы притормозить инфляцию. Увы, сейчас, похоже, об этом уже не вспоминают.
Ну а что касается мировой практики, то, к примеру, в большинстве стран Европы (от Эстонии до Испании) государство в первую очередь следит за тем, чтобы на рынке предоставления услуг ЖКХ не было монополий – будь то поставщики газа, воды или электроэнергии. Государственные органы, например Финляндии, регулируют также ценовую политику поставщиков услуг ЖКХ, контролируют цены на воду и сервисные сборы (за обслуживание дома и близлежащей территории).
В Хельсинки специальный департамент осуществляет очень чёткий и жёсткий контроль для предотвращения мошенничества и краж: все поставщики на рынке обязаны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты этих проверок публикуются и находятся в открытом доступе.
У нас картина иная: владелец недвижимости не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ – на рынке установлена самая настоящая олигополия (есть только видимость какой-то конкуренции, на самом деле все подчиняются единому центру), которая и порождает беспрерывный рост тарифов.
Но все эти доводы и положительные примеры из Европы на нашего гражданина особо не действуют. Петербуржцы не хотят разбираться в перипетиях коммунальной практики, они по старинке рассчитывают на государство, а естественные монополии с государством у них ассоциируются прочно.
Вот только как можно верить объяснениям тех же монопольщиков, когда ФСБ, к примеру, проводит специальное расследование деятельности бывшего руководства «Ленэнерго»?