В Этнографическом музее Астрахани представлены раритетные костюмы основных национальностей, населяющих регион. Издалека в глаза бросаются красно-золотые накидки калмыков, пёстрые халаты татар, богатые одеяния казахов. А вот подойдя к армянскому стенду, испытываешь некоторое разочарование. На манекены надеты обычные европейские костюмы конца XIX века. Сотрудники музея поясняют, что к этому времени астраханские армяне практически отказались от элементов национальной одежды. Тем не менее, по словам местных этнографов, армяне остаются одним из тех народов, чья культура в Астраханской области сохранилась лучше всего. Об этом парадоксе «НА» поговорил с председателем правления Астраханского регионального общества армянской культуры «АРЕВ» Сандро Ардоваздовичем ЗУРНАДЖАНОМ.
- По архивным данным, первые армяне в Астрахани появились 400 лет назад. Это были беженцы, готовые начать новую жизнь на новом месте. Армения – горная страна, на нашем языке она называется Карастан – «каменный край». И конечно, среди армян было очень много каменщиков. Астрахань тогда активно строилась, нужны были ремесленники, каменных дел мастера. Посмотрите на историческую часть города: частные особняки и доходные дома, семинарии и церкви – всё это строили армяне. Своему каменному облику Астрахань во многом обязана представителям нашего народа. С каждым годом число армян росло. К началу XX века достигло пяти тысяч.
– За счёт чего увеличивалась диаспора?
– Приезжали новые люди. Но и армянские семьи всегда были большими. Мы и сейчас считаем, что 1–2 ребёнка – это мало. Нас, например, у родителей было семеро. До сих пор армянская диаспора – одна из самых многочисленных в Астрахани.
– Как удаётся уже 400 лет сохранять здесь свою культуру?
– Мы сохраняем свои обычаи, при этом соблюдая и те, что есть в том регионе, куда мы переехали. Особенно трепетно относимся к родному языку. При этом армяне никогда не жили закрыто, всегда стремились интегрироваться в местное общество, играть заметную роль в его жизни. Помимо строительства занимались торговлей, ведь через эти края пролегал Шёлковый путь. И конечно, немалый вклад наш народ внёс в интеллектуальную жизнь Астрахани. Три из четырёх высших учебных заведений Астрахани возглавляли в своё время армянские учёные.
Когда-то в городе было пять армянских церквей. Самым первым, 300 лет назад, построили Успенский собор. В советские годы он был разрушен, но теперь на этом месте установлен крест – хачкар. Был ещё небольшой женский монастырь, который тоже разрушили. Одна церковь находилась напротив семинарии – церковь Святого Петра и Павла. Ещё один из соборов – Екатерининский, мы ласково называли его «Катенькой». И одна церковь на старом армянском кладбище. Все они были разрушены, кстати, и кладбище. Теперь на его месте дачи.
– Если церкви все разрушили, где армяне молились?
– Армяне были и остаются очень религиозными. После того как в 1958 году закрылась последняя армянская церковь, люди молились дома. Представьте, священник наизусть знал все адреса! Я помню, как он разъезжал в фаэтоне по армянским домам, чтобы поздравить с праздником, освятить куличи. В 2001 году построили новую церковь. Она до сих пор остаётся единственной армянской церковью в Астрахани.
– Молодёжь из числа астраханцев-армян интересуется своими корнями?
– Молодые люди тянутся к родному языку. Они могут знать ещё несколько, но армянский – это другое, это для души, это то, что является их частью с самого рождения. Если хотите, это такая родина внутри тебя. Хотя, что говорить, у нас ведь их две: Армения и Астраханская область.