Аргументы Недели → Общество № 10(451) от 19.03.2015

ОрЁл в ловушке губернатора

Почему действиям главы Орловской области Потомского до сих пор не даны правовая и партийная оценки?

, 19:49

Череда публикаций в федеральных и региональных СМИ о кризисе власти в Орловской области, которая стремительно набирает обороты после подозрительно молниеносного избрания там губернатором пришлого в регион члена КПРФ Вадима Потомского, похоже, приблизилась к своей критической массе. Почему?

Мели, Емеля, твоя неделя!

Политологи и журналисты, изучавшие биографию Потомского перед его выборами и уже тогда обращавшие внимание общественных и официальных организаций на явные сомнительные её эпизоды, включающие связи будущего губернатора с криминалом, уголовные и административные дела и лично Потомского и его родственников и т.д., единогласно предсказывали, что допускать этого человека к рычагам власти любого уровня – крайняя, а то и опасная ошибка для страны. Их, увы, не услышали...

Сам Потомский, с фантастическим «единодушием» избирателей победивший на выборах 2014 г. (ошеломительный результат почти в 90% голосов ещё ждёт своего исследования. – «АН»), худшие предположения тут же подтвердил.

Пообещав орловцам почти на 100% сформировать областную администрацию из местных профессионалов, Потомский тут же привёл за собой группку сомнительных земляков, которых назвал своей «командой», дав каждому из них оглушительные по количеству хвалебных определений характеристики и, естественно, высокие административные посты.

То, что многие из них имели (и имеют. – «АН») за спиной «шалости» и с УК РФ, и просто явные нестыковки с принципами обычной морали, Потомского не остановило. Как, впрочем, не остановило и то, что именно с этого первого и столь явного обмана своих избирателей он, Потомский, начал стремительно терять и зачаточные ростки своего предвыборного авторитета, и возможность хоть как-то когда-то их восстановить.

Велика Орловская область, но отступать ему, похоже, уже некуда...

Впрочем, самого Потомского можно понять: его всегда маниакально тянуло во власть. И во Всеволожске Ленинградской области, где Вадим Владимирович «рулил» сочащимся криминалом «мусорным» бизнесом; и в Брянской области, где забраться в кресло губернатора ему помешали фильм-расследование Андрея Караулова «Правда о выборах и Потомском» и чувство самосохранения самих брянцев. Повезло ему лишь в Орле. Ради такого успеха Потомский не только был готов обещать, но уверенно продолжает и сейчас врать и жителям Орловщины, и известным журналистам, и руководителям страны по простой формуле о «божьей росе». К этому я ещё вернусь, сейчас поговорим о другом.

По кодексу или «понятиям»?

Кодексы бывают разными. Людям, идущим во власть, об этом надо знать и помнить всегда. Вот губернатор Сахалина Хорошавин этим правилом, похоже, пренебрёг. Казалось бы, слова классика «его пример – другим наука» должны сегодня быть главным ориентиром в жизни любого чиновника, но...

Однопартийцы Хорошавина по «Единой России», например, тут же единогласно приостановили его членство в партии власти. Хотя бы на время расследования. Как говорится, формально, но оперативно.

А что же мешает лидерам КПРФ подать голос в защиту или осуждение своего коллеги по убеждениям Вадима Потомского? Такие громогласные в адрес Кремля и его политики на всевозможных митингах со своим электоратом в ситуации с Потомским коммунисты все враз дружно замолчали – ни да, ни нет...

Могу представить, что бы они сделали с Вадимом Владимировичем по тому же Кодексу строителя коммунизма, случись хоть сотая часть из его «промашек» в советские времена... Нет, молчат.

Правовой оценки этого документа ждут все жители Орловщины

Такое случается, когда говорить либо «нечего», либо «некому». Но говорливых, как мы знаем, в КПРФ много. Да и есть о чём поговорить.

Например, почему бы Геннадию Андреевичу Зюганову не пояснить на примере Потомского всем остальным коммунистам страны, что даже такая, казалось бы, мелочь, как нежелание становиться на партийный учёт по месту работы и жительства (в течение года! – «АН») – не только нарушение устава КПРФ, но и прямое пренебрежение самой партией, её имиджем и авторитетом. А Потомский так и поступил. Или уже присматривает другой регион?

Или почему бы коммунистам области не потребовать у коммуниста Потомского на открытом партсобрании рассказать, каким образом он, выйдя в отставку в звании капитана, много лет спустя по записи в его военном билете уже стал... подполковником? Про сына лейтенанта Шмидта весьма доходчиво и иронично рассказали ещё Ильф и Петров в «Золотом телёнке». Страна смеётся до сих пор. Но «Золотой телёнок» – это художественное произведение, а Орловская область – это жизнь огромного, во многом – «красного» региона! Неужели лидерам КПРФ безразлично, кто и как этим регионом руководит? Хотя бы для сохранения своего личного имиджа в умах орловского электората.

Человек человеку – браток!

Впрочем, сомнительные записи в военном билете Потомского – тема отдельного и не очень сложного расследования сотрудников Минобороны и Главной военной прокуратуры, куда наша газета уже официально обратилась. Общественникам из КПРФ мы предлагали вместе с нами просто ещё раз взглянуть на своего однопартийца Потомского с позиции логики, здравого смысла и человеческой морали. То есть тех самых принципов, в отсутствии которых коммунисты очень часто пытаются громко обвинить и членов других партий, и представителей действующей власти. Итак. Основные деньги бизнесмен Потомский заработал на переработке мусора в Ленинградской области. Мы об этом писали подробно. Мы писали, в КПРФ – читали. Что именно?

Как рассказал журналистам депутат Заксобрания Ленинградской области Владимир Петров, механизм зарабатывания Потомским бабла на мусоре был примитивен как детская песочница: «... Вадим делал деньги на незаконных свалках, карьерах, на мусорном бизнесе, где якобы была переработка, а на самом деле незаконные карьеры заполнялись тем же самым мусором...» О том же самом автору в личной беседе ещё несколько лет назад рассказывал и известный как «ночной губернатор Санкт-Петербурга» «авторитетный» бизнесмен Владимир Кумарин (Барсуков). Сам Потомский опровергать ничего из сказанного не стал. Раз промолчал, значит, согласился. Раз согласился, значит, признал, что «денежки-то к нему прибежали» не совсем ясным путём. Впрочем, копаться в финансовых отвалах тех далёких мусорных экспедиций – удел криминалистов. Захотят, пусть роются. Обязательно нароют. Я о другом. Как коммунисты, зная об этих нюансах, смогли не только промолчать, но и дружно рекомендовать тов. Потомского на пост секретаря обкома КПРФ в самой революционной – Ленинградской области? А где же мораль? Где «чистые руки, горячее сердце, холодный ум» и прочий идеологический ливер? Забыт? Но во имя чего?

Толкать кого-то во власть, подставлять в своих интересах плечо или спину, чтобы этот кто-то без срывов мог карабкаться по карьерной лестнице, везде называется одинаково: «лоббизм». В данном случае мы можем говорить о лоббизме особом: коммунистическом!

Лоббизм вовсе не безобиден, т.к. является мощным рычагом воздействия на власть теми, кто за этим процессом и стоит. Я это усвоил из подробных и обличительных общественных выступлений на эту тему самих же коммунистов. Лоббизм опасен ещё и тем, что он вовсе не бесплатен, т.е. это одна из главных составляющих любой коррупционной схемы, с которыми сегодня пытается бороться руководство страны. Руководство борется, а коммунисты, выходит, поддерживают? Ведь молчание, как известно, – знак согласия...

Впрочем, будем объективны. Видимо, какая-то информация о самом Потомском в их сплочённые ряды всё же просочилась. Может, это известие о том, что ещё в далёком 2001 году против Потомского питерские следователи возбуждали уголовное дело №367353 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ – «незаконное предпринимательство»? Может, это решение Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по другому делу №А56-9673/2003 об «истребовании муниципального имущества из незаконного владения ИП Вадима Потомского и взыскании с него долга в 482 000 рублей»?

А может, это криминальный скандал, связанный с незаконным выделением земли под коттеджное строительство (в том числе структурам того же Вадима Потомского) властями города Рахья, где в то время одним из руководителей являлся Владимир Потомский – отец нынешнего губернатора Орловщины? Ту сомнительную сделку удалось остановить лишь следственным органам.

Впрочем, вполне вероятно, что до руководителей КПРФ донеслось известие и о том, что сестра их партийного любимца Любовь Потомская, как утверждают СМИ, замужем за одним из лидеров питерской ОПГ Ильёй Паршуком, осуждённым за бандитизм и вымогательство.

Во всяком случае что-то ведь заставило самого Зюганова взять и... не приехать на «святая святых» – торжественную церемонию вступления в должность губернатора Орловской области коммуниста Вадима Владимировича Потомского!

Вместо себя Геннадий Андреевич отрядил туда председателя ЦК КПРФ Владимира Кашина. Впрочем, тот тоже «спрыгнул с темы» и прислал в регион малоизвестного партийного функционера Казбека Тайсаева, которому ни на самой инаугурации, ни на банкете даже слова не предоставили. Говорят, чтобы передать приветствие дальновидного Зюганова, официальный представитель КПРФ вместе с другими соискателями терпеливо топтался в приёмной Потомского...

Допускаю, что дистанцироваться от губернатора-однопартийца лидеры КПРФ стали активно и после того, как узнали, что его брат Юрий Владимирович Потомский верой и правдой служит в генеральском чине в... Госпогранслужбе Украины, т.е. спецслужбе страны, уже открыто мечтающей о войне с Россией! А ведь от Украины до Орловской области – строевым шагом легко дошагать...

Сегодня генерал Потомский и брат губернатора Орловщины – резидент украинской спецслужбы в Молдавии. Основная сфера деятельности, как можно предположить, – ведение разведдеятельности в Приднестровье, т.е. той территории, которой Россия всегда оказывала политическое внимание и миротворческую поддержку.

Если это так, то тов. Зюганов и его политбюро поступают мудро: афишировать свою поддержку человеку с такими родственными и социальными связями – опасно во многих отношениях. Хотя бы потому, что у представителей специальных служб России, по нашему разумению, обязанных тут же заняться расследованием всех нюансов этого «боевого братства», могут появиться вопросы и к лоббистам от партии, т.е. тем, кто так маниакально и недальновидно давал Вадиму Потомскому самые благостные рекомендации... И на каких, интересно, условиях?

Взвились соколы орлами!

Пока готовился этот номер, в одной из радиопередач Владимира Соловьёва от 5 марта раздался голос нашего героя Вадима Потомского. Из всего разноцветья ответов губернатора на вопросы ведущего главным смысловым колером блистал один: я, дескать, лучше всех! Я главный санитар «Орловского леса»! За это, мол, и страдаю...

Скорректировать в сторону объективности этот поток губернаторских лозунгов времён Морального кодекса строителя коммунизма не смогли даже отчаянные наводящие вопросы осторожного ведущего. Например, в духе модной сейчас борьбы с коррупцией:

— Взятки берёте?

Было бы запредельно уморительно, если бы Потомский тут же разрыдался цитатой из «Мастера и Маргариты»: «Каюсь! Брал! Но нашими, советскими...» Но губернатор Булгакова цитировать не стал. Он ответил коротко и с соответствующим его посту достоинством: «У меня другие задачи». Далее Вадим Владимирович пояснил слушателям, что у него, дескать, «всё есть... трое детей, «Мерседес»... Зачем, отвечая на вопрос о материальных взятках, Потомский упомянул даже количество собственных детей, предусмотрительный ведущий на всякий случай уточнять не стал. Возможно, постеснялся.

Лично меня ответ Потомского не удивил: действительно, брать взятки или что-то отнимать – не дело губернатора. Для этого всегда найдутся люди из близкого окружения, например зять. О том, как человек, представившийся именно зятем Потомского, пытается «отжать» успешный мусороперерабатывающий бизнес у орловского предпринимателя Парахина, мы писали в прошлом номере. Как и о том, что местная прокуратура почему-то до сих пор не видит в этом событии ничего преступного. Например, явной коррупционной составляющей...

Кстати, тревожно рассуждая о взятках, Вадим Владимирович поведал радиослушателям, как однажды некие «инвесторы» предложили ему таковую. Потомский, по его словам, гордо отказался, честь ему и хвала, но...

По сути, главе области предложили стать соучастником преступления! Причём тяжкого. Зная об этом, главный хранитель гостайн и «гарант законов» Орловской области был обязан, согласно ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», – тут же написать соответствующее заявление в «инстанции». Но он почему-то промолчал, иначе говоря, не сообщил о готовящемся преступлении, что само по себе уже существенное нарушение закона, которое тоже можно рассматривать как преступление.

Именно на это и обратил внимание житель Орла Андрей Невров, подав соответствующее заявление против Потомского в местные следственные органы. Как сказал один из сотрудников Следственного комитета: «...Наконец-то в Орловской области нашёлся хоть один человек с высокой гражданской позицией!» Заявление зарегистрировали и приняли в работу. По результатам станет ясно – какой позиции будут придерживаться в этой ситуации и сами орловские криминалисты вместе со своим начальником – генералом Сазиным.

Другой звонкий вопрос Соловьёва Потомскому звучал по-большевистски прямо и с ожидаемой надеждой на положительный ответ.

— Местным казнокрадам по башке надавали?

Собеседник не подкачал:

— Начинаю!.. Местные олигаршата... У меня сложные отношения с местными правоохранительными органами
и т.д... Тут стоит прерваться и прокомментировать мысль руководителя области.

Взаимоотношения Потомского с местными силовиками действительно «конструктивными» не назовёшь. Его открытое давление на следователей при расследовании ряда весьма сомнительных уголовных дел (например, «лесоторговой» базы) раздражает уже самих людей в погонах.

А рассказы-фантасмагории Потомского о его якобы связях в Следственном комитете России и чуть ли не покровительских отношениях с его главой Александром Бастрыкиным побудили даже официального представителя СК РФ Владимира Маркина отреагировать на это заявлением в Твиттере с присущей ему профессиональной наблюдательностью: «Наполеон какой-то... развеселил...»

Впрочем, эти досадные мелочи в радиоперекличке по понятным причинам не обсуждались. А потому очередной вопрос ведущего Потомскому тоже был «по-пацански» задирист:

— Кто вас мочит?

Ответ не заставил себя ждать:

— Это коалиция разных направлений... это строительный бизнес... Я начал заниматься вопросом «Лесоторговой»... Выясняется, что у рынка одна вывеска... Он частный... и т.д.

Снова прервёмся.

Что правда, то правда: «Лесоторговая», о которой сегодня пишут все местные и многие федеральные СМИ, вытеснила, похоже, из планов губернатора все остальные заботы об области.

И его можно понять: маниакальное желание Потомского посадить бывшего директора этой базы и действующего депутата облсовета Виталия Рыбакова, его реального конкурента на прошлогодних губернаторских выборах, уже очевидно всем и не требует особых доказательств. (Не удивлюсь, если окажется, что глава областного следственного управления генерал Сазин слёг недавно в больницу именно из-за постоянной невозможности сопротивляться двум несовместимым обстоятельствам: требованиям «сверху» Рыбакова отдать под суд и отсутствием реальных доказательств его вины «снизу».) Это утверждение не голословно. Цитируем ответ ещё от 13.05.2010 бывшего в то время прокурором области государственного советника юстиции 3‑го класса С.Д. Воробьёва депутату В.А. Рыбакову:

«В ходе проверки законности ваших действий по обращению в администрацию г. Орла с вопросами об уменьшении площади земельного участка, предоставленного в пользование МУП «База строительных товаров», нарушений законодательства не обнаружено.

Также не установлено нарушений законодательства при преобразовании МУП «База строительных товаров» в порядке приватизации в акционерное общество».

В этих нескольких официальных строках ещё пять лет назад была поставлена жирная точка в имущественных спорах вокруг т.н. «Лесоторговой». Генерал Сазин об этом знает. Потому и посадить никого не может. Губернатор Потомский об этом тоже наслышан. Но посадить желает. В том-то и вся причина этой нудной, амбициозной и напрочь беззаконной возни вокруг Виталия Рыбакова и его детища: База строительных товаров оказалась уж очень лакомым материальным куском! Похоже, «зять» Потомского об этом ещё не знает... а может, наоборот, уже наслышан.

Впрочем, Потомский сам себя и всех, кто согласился быть рядом, загнал в такой правовой и моральный тупик, выход их которого лишь один: в добровольную и скорую отставку! Его «борьба» с несуществующим злом уже набила оскомину даже среди, казалось бы, дисциплинированных однопартийцев. Цитируем «заключение по результатам проверки ОАО «База строительных товаров» от 13.02.2015, подписанное в том числе и секретарём орловской комиссии по проверке законности отчуждения муниципальной собственности, депутатом горсовета от КПРФ А.Н. Рословым:

«…Проведённой проверкой в действиях членов комиссии по землепользованию и градостроительству при администрации г. Орла… а также руководителя МУП (ОАО) «База строительных товаров» нарушений законодательства не установлено».

Как говорится, конец цитатам? Как бы не так…

– Я доведу дело до конца!.. – как мантру обозначал в эфире собеседнику свою личную цель Потомский. Хорошо бы. Слишком уж много людей втянуто в круговорот его личных амбиций. Слишком много явных правовых нарушений, за которые всё-таки виновным отвечать придётся, уже совершено во исполнение персональной воли губернатора. И он это знает. Понимает. Уверен, что и ждёт.

Наверное, поэтому аудиторией своего выступления Потомский выбрал передачу именно Владимира Соловьёва: дело в том, что как раз в Орловской области она выхода в местный эфир не имеет. Отсюда и бесшабашная лихость губернатора в собственных прогнозах и выводах (никто ведь не позвонит в студию, не перебьёт неудобным вопросом, не уличит в неправде и т.д.).

Отсюда же и явная неуверенность в голосе (сам-то он прекрасно понимал, что правда явно не на его стороне!). Отсюда и явная ложь на вопрос Соловьёва, например, о затратах на содержание чиновничьего аппарата: «Затраты администрации снизили?» Ответ Потомского: «Очень много сократил!» На самом деле при новом губернаторе число чиновников лишь кратно увеличилось. В 2015 г. в структуре администрации области предусмотрено 10 департаментов (ранее было 6) и 17 управлений. Расходы на зарплату, как рассказал источник из обладминистрации, планируется увеличить примерно на 50 млн. (!) рублей. Сократились же зарплаты местных жителей: как подсчитали местные орловские экономисты, долги по зарплате выросли в 28 (!) раз и составляли на 1 февраля с.г. почти 20 млн. (!) рублей. Причин для оптимизации этой цифры лично я не вижу.

И последнее. В тот же день вечером, выступая по TV с комментариями в СМИ об аресте губернатора Сахалина, представитель СК РФ Владимир Маркин заметил: «Самое любопытное, что... некоторые чиновники устремились в средства массовой информации с жалобами на правоохранительные органы, которые им якобы мешают эффективно работать. Создаётся впечатление, что уже соломку стали подстилать на всякий случай...»

Мне показалось, что фамилию одного из таких чиновников россияне уже хорошо знают.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram