В последние дни зимы эксперты постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов высадились на Ямале. Не обошлось без приключений и неожиданных открытий планетарного масштаба.
Панамка для Полярного круга
Большинство гостей – жители тёплых стран разных континентов – оказались совсем не готовы к путешествию на 66-ю параллель – Полярный круг, где и находится столица ЯНАО – Салехард. Но даже тех, кто, по их собственному мнению, «оделся по погоде», ямальцам пришлось утеплять, а двух членов делегации, у которых в процессе многочисленных транзитных перелётов вообще потерялся багаж, так и вовсе одеть с ног до головы: чтобы в мороз не смешили северян панамками от солнца.
Это потом эксперты из Филиппин, Боливии, Австралии, США, Ирана, Эстонии, Кении, Камеруна, Новой Зеландии и Боливии на все лады будут говорить о необычайно «тёплом приёме в холодном регионе», а поначалу все они были чрезвычайно насторожены. Ведь разговоры на тему сплошных нарушений в России прав и свобод граждан, а то и целых народов, упорно муссируются в разных зарубежных организациях. Однако когда эти же люди оказываются в России и сталкиваются с реальными фактами, которые всё это опровергают, у них сначала наступает растерянность, потом удивление и, наконец, восхищение.
Все эти трансформации можно было наблюдать в экспертах ООН за время их пребывания на Ямале. Вначале более чем сдержанная реакция председателя форума ООН Дейли Дороу на доклады губернатора округа и представителей коренных малочисленных народов: «Мы бы хотели увидеть, насколько соответствуют действия по защите коренного населения России её декларациям». А под конец искреннее восхищение уровнем развития и инфраструктурой городов в приполярной зоне России и констатация факта: на её родной Аляске (Дороу – представительница индейцев-инуитов из США. – Прим. «НА») ничего подобного нет.
Ямальский ориентир
Губернатор округа Дмитрий Кобылкин, соблюдая все правила гостеприимства, не преминул как бы вскользь отметить, что вообще-то «у Ямала нет задачи понравиться миру», перед регионом стоит задача «найти гармонию между природопользованием и сохранением традиционного образа жизни». И позиция главы российского региона подкреплена серьёзными фактами. Какая из стран мира может похвастаться увеличением численности коренных народов Севера на 11% за 10 лет? А тем, что только в одном этом краю пасут самое большое в мире стадо домашних оленей численностью 670 тысяч голов?
Оборудованная по последнему слову техники поселковая поликлиника в Аксарке даже у российских делегатов вызвала зависть. Далеко не каждая московская клиника может таким похвастаться. Как, впрочем, и детским садом, буквально напичканным всевозможными развивающими гаджетами! Страшные истории про интернатскую жизнь детей кочевников никак не вяжутся с уютным учебным заведением семейного типа, где в просторных комнатах-квартирах живут дети-родственники разных возрастов, а на входе таблички «Семья Климовых», «Семья Тайшиных» и т.д. Во дворе настоящий чум, где можно уединиться с родителями, когда они приезжают проведать детей.
Эксперты ООН в один голос говорили, что опыт Ямала является уникальным и мог бы стать примером для других стран мира в сохранении и устойчивом развитии коренных народов. Госпожа Дороу, впрочем, добавила «наряду со своеобразным, но тоже положительным опытом США и Канады».
Однако это своеобразие пока не позволило двум этим странам и близко подойти к тому, что давным-давно сделано в России. Заместитель министра культуры России Александр Журавский озвучил официальную статистику: «98% россиян – представителей коренных малочисленных народов имеют образование». Для нас это из разряда: подумаешь, эка невидаль! Многие журналисты даже не обратили на это внимания. Но в США и Канаде пока только мечтают приблизиться к 50% образованных людей среди аборигенного населения.
Африканцы в тундре
Самой эмоциональной частью программы стало посещение стойбища ненецких оленеводов. Гости распробовали вкус мороженой рыбы – строганины из муксуна, насладились наваристой шурпой и десертами из тундровых ягод. Практически детский восторг у всех вызвали езда в нарте на оленьей упряжке и наблюдение за тем, как ловко оленегонные лайки собирают большое стадо.
В свою очередь, оленеводы тоже развлекались от души. Они ловко вынимали из малицы (меховая традиционная одежда. – Прим. «НА») мобильные телефоны и лихо делали селфи на фоне заморских гостей экзотической внешности.
Реакция некоторых экспертов на посещение Ямала оказалась неожиданной. Член секретариата Форума ООН из Австралии Соня Смаллакомбе после знакомства с семьёй кочевников вдруг заинтересовалась, сколько животных и каких ей понадобится, чтобы стать женой местного аборигена. Эксперт из Кении Жозеф Гоко Мутанга много вопросов задавал об условиях получения российского гражданства и очень проникся историей двух своих соплеменников-легкоатлетов, уже его получивших. Эксперт из Камеруна Жервайс Нзоа настолько впечатлился опытом России по сохранению культуры коренных малочисленных народов, что спросил у губернатора ЯНАО, не будет ли тот против, если он во главе нескольких десятков своих родственников, которые являются представителями коренных народов, правда Африки, приедет на какое-то время пожить на Ямал?
Без бутафории
Вопрос нарушения прав коренных народов в мире стоит сейчас остро, и инструментов воздействия на ситуацию у ООН не так уж много. Именно это обсуждали эксперты постоянного форума ООН по вопросам коренных народов за закрытыми дверями. На Ямале им удалось наконец найти принципиально новые решения относительно регламента работы их органа по защите прав коренных народов, распределения прав и обязанностей. Но самым серьёзным достижением Дейли Дороу назвала создание индекса развития коренных народов, аналогичного индексу развития человека. В нём, в частности, будут учитываться возможность народов развивать собственную систему образования и её доступность для подрастающих поколений, а также доступ к ресурсам традиционных мест проживания. Возможно, все эти идеи получат воплощение уже на ближайшей сессии форума, которая пройдёт с 20 апреля по 1 мая в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
А для большинства лидеров наших национальных организаций настоящим открытием стало то, что наша страна, оказывается, намного опередила всю планету в соблюдении прав коренных народов. В других государствах только думают об институте уполномоченных по правам народов, а у нас они уже работают в Якутии, на Камчатке и в Красноярском крае.
Один из наиболее скептически настроенных экспертов Оливер Лооде из Эстонии, и тот отметил, что чуть ли не впервые за свою многолетнюю практику увидел не бутафорию, а реальную, действенную модель работы, позволяющую коренным народам сохранять свой образ жизни и взгляд на мир.
Всё это не значит, что у нас нет нерешённых проблем, однако россиянам давно пора перестать бесконечно огладываться на остальной мир и считать себя якобы отсталыми, а принять наконец как данность, что во многих вопросах, особенно межнационального взаимодействия, мы давно и очень многих опередили. А значит, просто обязаны, во-первых, делиться своим опытом с реально заблудившимися, пока те окончательно не извели друг друга, а во-вторых, смело воплощать у себя новые модели межэтнического взаимодействия и сохранения культурного многообразия Земли. Похоже, никто, кроме нас, сделать это не сможет.