Аргументы Недели → Общество № 7(448) от 26.02.2015

Следуя традициям Мейерхольда

, 19:15

Спустя восемь с лишним лет после премьеры Валерий Фокин в Александринском театре обновил собственную постановку «Живой труп»: спектакль получил другой состав и название «Третий выбор».

Фирменный стиль Фокина состоит в микеланджеловском умении отсекать «лишнее» от любого драматургического текста и вмещать любое, даже самое сложное литературное произведение в два часа сценического времени. Чувства вкуса и меры режиссёра почти никогда не подводили, кроме, кажется, случая с пьесой «Живой труп», впервые поставленной им на Александринской сцене в 2006 году. Из реального судебного сюжета о двоебрачии, развитого Толстым до высокой трагедии о невыносимости лжи, Фокин с помощью художника Александра Боровского в первую очередь вычленил время действия, признаком которого стал стиль «модерн». Разноуровневые игровые площадки здесь соединяются лестничными маршами, состоящими из ажурных металлических ступеней, ограниченных изящными перилами с растительным орнаментом. Мягкий контровой свет, источником которого является задник с размещенным по центру гигантским окном-витриной, периодически превращает сценическое действие в дивную движущуюся силуэтную картинку, очаровывающую зрителя своей графичностью.

На этом богатом фоне изрядно купированная история о погибающем трусоватом правдолюбце Протасове теряет многое (хотя кто-то, быть может, и усмотрит тут некие трагические контрасты). Но один даже «перевод» цыганки Маши, ставшей по толстовскому сюжету новой возлюбленной героя, в условные тургеневские барышни (по Фокину) делает уход Протасова от цивилизации и семьи, пронизанных ложью, почти бессмысленным. Дном – «ниже некуда» для героя тут становится не цыганская община, а условная шахта функционирующего на заднем плане лифта, который в финале вознесёт его, самоубийцу и самого первого мученика ХХ века (пьеса была написана в 1900-м году), на небеса. Спасает положение лишь мейерхольдовская подчёркнутая театральность действия, выводящая порой персонажи скорее на комедийный, нежели на трагедийный уровень.

Радикальной замену актёрского состава в новой редакции назвать нельзя: за многими актёрами их роли сохранены или в рамках спектакля произошли некие подвижки с роли на роль. Так, царственный Николай Мартон остаётся неизменным исполнителем роли князя Абрезкова, а вот Юлия Марченко, игравшая в первой редакции Машу, становится Лизой Протасовой. Абсолютное приобретение постановки – актёр МДТ – Театра Европы Пётр Семак, уже второй раз за текущий сезон выходящий на сцену Александринки, но на этот раз в роли, диаметрально противоположной холодному, волевому и жестокому Арбенину из спектакля «Воспоминания будущего. Маскарад».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram