Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 6(447) от 19.02.2015

«Вице-контр-генерал» положил глаз на крымскую научную недвижимость

, 21:34 , Обозреватель отдела Наука

Почти год прошёл после вхождения Крыма в состав России. Однако многие вопросы, особенно связанные с приморской недвижимостью, до сих пор не решены. И желающих половить золотую рыбку в мутной законодательной воде пруд пруди.

Кому нужны крымские учёные

Жили не тужили в Севастополе два старейших научных учреждения: Морской гидрофизический институт (основан в 1921 г.) и Институт биологии южных морей (1871 года рождения). На двоих их возраст составил почти 250 лет. Учёные искренне радовались воссоединению со своими российскими коллегами. Тем более когда стало известно, что по поручению президента России Владимира Путина оба института должны были влиться в структуру Российской академии наук под управлением ФАНО. На их базе должны были создать федеральные государственные бюджетные учреждения науки, которые, в свою очередь, предполагалось влить в создаваемый Федеральный морской исследовательский центр.

Но ФАНО за год так и не смогло подготовить необходимые документы. Учёные перестали получать зарплату и остались без денег на научную деятельность. Городская власть помочь ничем не может – по закону это забота федерального центра.

И вдруг, как рыцарь на белом коне, в Севастополе появился директор практически новорождённого сочинского Института природно-технических систем (ИПТС) РАН Марат Амирханов. В ноябре прошлого года в Севастополе быстренько регистрируется институт ИПТС со структурными подразделениями, названия которых с точностью до буковки совпали с названиями институтов ИБЮМа и МГИ. И на научных сотрудников стало оказываться серьёзное давление. Мол, пишите заявления о переходе в амирхановский институт, тогда и зарплата будет, и денег на науку подкинут. Причём эти рекомендации идут напрямую из московского офиса ФАНО.

«Мистер Х» из Сочи

Доктор экономических наук Марат Амирханов – директор ИПТС – человек загадочный. Как рассказали «АН» севастопольские учёные, «он при каждом удобном случае как бы невзначай представляется генералом ФСБ. На визитке, которую Амирханов показывал директору МГИ, написано иное звание – «адмирал», а в ФАНО он, видимо, «числится» маршалом?» Знакомые сотрудники ФСБ, опрошенные «АН», не смогли вспомнить ни генерала, ни адмирала с такой фамилией.

Сам институт даже не имеет своего сайта, что для научного учреждения РАН по крайней мере странно. На сайте академии сей институт числится как организация, «находящаяся под научно-методическим руководством президиума РАН». Однако телефоны указаны неработающие. Основное направление деятельности института, как написано в официальных документах организаций-учредителей: «природно-технические системы, операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг». По адресу в Сочи (ул. Театральная, д. 8, а), по которому зарегистрирован ИПТС, ещё значатся: Инновационный инкубатор в сфере туризма, Сочинский НИЦ Российской академии наук, ликвидируемый Экологический университет и т.д. И везде в начальниках знакомая фамилия.

Если прошерстить в открытом доступе интересы Марата Амирханова, то становится ясно, что о южных морях и гидрофизике там нет ни строчки. Зато есть много ссылок на его директорство в фирмочках по туризму и управлению недвижимостью. В одном из интервью доктор экономических наук Амирханов рассказал, что у него и авиастроительное, и экономическое, и даже политическое образование. Ломоносов наших дней – не меньше.

Путин как последний шанс

– Нерасторопность ФАНО в оформлении институтов в собственность Российской Федерации, странные действия Амирханова в попытке присоединить наши два института с более чем 900 учёных к его «лилипуту» с 32 сотрудниками очень напоминают рейдерский захват недвижимости. Это как в Театр кошек Куклачёва в качестве структурных подразделений вошли бы Большой и МХАТ. Но становится не смешно, когда понимаешь, что общая стоимость недвижимости, которая может перейти в распоряжение Амирханова, приблизительно оценивается, как минимум, в 200 миллионов долларов. А потерянные в результате так называемого объединения наши научные школы – вообще бесценны, – заявил «АН» заведующий отделом дистанционных методов исследований МГИ, кандидат физико-математических наук Сергей Станичный.

– Объединения бывают разными. Но дело в том, что эти вопросы решают не сами учёные, а чиновники. Я написал депутатский запрос по поводу двух севастопольских институтов на имя премьера Медведева, но ответа пока не получил. Я считаю, что от всех этих укрупнений вреда больше, чем пользы, – говорит депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин.

Сегодня в курсе того, что ФАНО не исполняет распоряжение президента России, кажется, все первые лица государства: вице-премьер Д. Козак, члены правительства и Совета Федераций, депутаты Госдумы. Но воз и ныне там. И севастопольские учёные, дело всей жизни которых буквально уничтожают, решили напрямую обратиться к Гаранту Конституции: «Совершенно очевидно, что ликвидация
ИнБЮМ и МГИ приведёт к потере огромного интеллектуального потенциала, что нанесёт огромный вред России, в том числе и на международной арене. Невероятно представить, что в пылу чиновничьих разборок может быть уничтожено наследие, которое пережило войны и революции века прошедшего и сегодня должно стать достоянием России настоящей.

Мы просим Вас положить конец чиновничьему саботажу, наносящему вред нашему государству и заставить чиновников наконец-то зарегистрировать наши институты в правовом поле России в качестве самостоятельных Федеральных бюджетных государственных учреждений науки, подведомственных ФАНО РФ, в соответствии с Вашим Поручением Пр-702.

В полночь 17 марта 2014 года мы стояли на площади Нахимова в Севастополе и с замиранием сердца ждали нашего возвращения на Родину. Мы вернулись. Но теперь чиновники решили, что наши институты, наша наука и наши коллективы не нужны России…» Что ответит учёным президент?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram