Аргументы Недели Петербург → Общество № 49(441) от 25.12.2014

На Руси жить хорошо тому, кто… уверен, что живёт хорошо

Специалисты дают двойственные и размытые прогнозы на будущее

, 20:30

Нельзя сказать, что недавний обвал национальной валюты вызвал в народе панические настроения, но упаднических к уже имеющимся пессимистическим добавил точно. У людей среднего возраста – тех, что историю знают покрепче молодых, и тех, кто пережил лихие 90-е, вообще наступило дежавю. Такая, видать, планида у Отечества, что раз в 20–25 лет его чем-то да накрывает: наступают смены руководства, кризисы или, не дай бог, войны. И в социальных сетях то и дело, как на счётчике, проскакивают слова «надоело выживать», звучащие из уст как никому неведомых пользователей, так и весьма известных людей.

Усталость от этого волнообразного течения – для государства – истории, а для обычных людей – жизни – имеет обыкновение накапливаться… А уж 2014 год и вовсе преподнёс россиянам множество неожиданностей и сюрпризов, измотавших сознание масс. Поэтому сегодня, как никогда, гражданам хочется услышать прогноз на будущее. На прошедшем в Санкт-Петербурге круглом столе безотносительные и безвременные прогнозы давали экономист-теоретик, экономист-практик, культуролог и социолог.

Социолог Мария Мацкевич очень своевременно припомнила, что в социологии есть теорема Томаса, гласящая, что если люди мыслят ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям. Мацкевич указывает на то обстоятельство, что россияне по сию пору не хотели (и вряд ли хотят) ни социальных, ни политических, ни экономических изменений, будучи уверенными в том, что живут в атмосфере стабильности, что ситуация развивается в благоприятном направлении. В связи с этим они, разумеется, поддерживали власть. И продолжают её поддерживать. «Это выявлялось как в массовых опросах, так и в глубинных интервью – у людей было «всё хорошо», и любое изменение воспринималось, представлялось как изменение к худшему, – утверждает социолог. – Так, в регионах, в провинции выступления 2011–2012 годов восприняты были негативно. Что произошло сейчас? Текущую ситуацию люди тоже оценивают как благополучную. Они уверены, что санкции не повлияли на нас, что изменение ассортимента в магазинах «не страшно»…

Но, если посмотреть, что люди думают о будущем, мы увидим негативные оценки: материальное положение и экономическое состояние страны будут ухудшаться, цены будут расти… Пессимизм в оценке преобладает, как это было и в 90-е годы. Так что народный прогноз на будущее – «всё будет плохо». Что касается изменения рейтинга доверия власти, то происходит оно в небольших масштабах. Разве что уменьшается количество людей, которые ещё недавно были готовы «заплатить любую цену за вхождение Крыма в РФ».

Культуролог Андрей Столяров убеждён, что сырьевая модель российской экономики выработана и причина текущей экономической ситуации в России кроется не только в конфликте с Украиной. «Россия внезапно взломала весь нынешний мировой порядок, который складывался последние 20 лет и который давно всем не нравится. Он не нравится Америке, которая не смогла локализовать угрозы, возникающие перед ней. Он не нравится Европе, которая не может выбраться из длительного кризиса. Он не нравится Китаю, который полагает, что при его экономической мощи у него недостаточное геополитическое положение. Турция тоже имеет сильную армию и крепкую экономику и уверена, что её мнение недостаточно учитывается. А когда мировой порядок всем не нравится, рано или поздно он рушится. Сложность российской ситуации в том, что мы приняли огонь на себя после «взлома»: его издержки легли на плечи России», – говорит Столяров.

Исходов культуролог видит несколько. Возможно сохранение нынешней политической ситуации на долгий срок при установлении партнёрства на евразийском континенте. Но более вероятен другой сценарий: в подобных обстоятельствах у автократических правительств есть выход в виде смены правительства, и новое некоторое время будет пользоваться доверием народа, хотя не исключено, что в случае, когда политические элиты заходят в тупик, ответственность они могут возложить и на того, кто их возглавлял».

Экономист Дмитрий Травин видит причины положения российских дел в прошлогодней остановке роста экономики страны (рост был менее чем на 1%). Далее он рассуждает о том, что легко поддерживать доверие населения к власти на фоне роста реальных доходов населения. «Теперь понадобилась новая схема. Власть не может купить голоса населения повышением доходов и должна изобрести способ получения этих голосов. Патриотический подъём вполне для этого подходит. И хотя экономика разваливается, поддержка властей всё равно продолжается. Если бы сейчас состоялись выборы президента, Путин бы опять победил. СМИ, влияющие на умы, под полным контролем. Доступ в Интернет есть у многих, но задумываться над альтернативой Первому телеканалу люди не хотят, используя глобальную сеть лишь для развлечения.

А на деле ситуация намного критичнее, чем она трактуется: в экономике у нас нет никаких перспектив. Можно менять премьер-министров, но это без толку. В стране надо создавать хороший инвестиционный климат, чтобы капиталы бежали не «от», а «в». Сейчас мы – «горячая точка», откуда может только происходить бегство капитала. Мы поссорились со всем Западом, дружить с нами опасно (нарушение режима санкций). Любой премьер-министр (и даже президент) не способен повернуть вспять историю с Крымом. Думаю, что в экономике нас ждёт либо рецессия, если цены на нефть останутся низкими, либо стагнация при восстанавливающихся ценах. Самый вероятный прогноз – рецессия в 2015 году, а затем выход в рецессию на более низком уровне, чем сейчас мы находимся. Будет некоторый аналог советского застоя с силовым подавлением недовольства», – таково мнение экономиста-теоретика.

Экономист-практик Дмитрий Прокофьев,отдавая должное прогнозу Травина, пытается внести оптимизм в подобные предсказания, но получается это плоховато. «Далеко не все, кто прогнозирует будущее российской экономики, вполне отдают себе отчёт в том, что понимают, как она функционирует сейчас на самом деле. Безусловно, власть действует абсолютно прагматично, – констатирует Прокофьев. – И обвальная девальвация рубля нужна вовсе не для оживления производства, а лишь для экономии валютной выручки (оседания её массы в стране) и обеспечения выплаты внешних долгов крупнейшими корпорациями. Чем меньше мы тратим на закупку импортных товаров, тем больше валюты остаётся на счетах государственных банков…

Упадёт и добыча нефти: обслуживание скважин требует нового оборудования и технологий. Кризис СССР произошёл не столько из-за мирового падения цен на нефть, а из-за того, что страна была не в состоянии сохранять добычу своей нефти на прежнем уровне… А сейчас никто не собирается снижать добычу. Если только эта спираль не раскрутится или если на «нашей улице» никто не опрокинет «тележку с пряниками»…»

Кстати, Столяров, убеждённый, что любая автократия пребывает в мире иллюзий, уверен, что нынешняя российская власть глубоко убеждена в том, что «бог поможет». Впрочем, последнее не новость: ещё во времена Крымской войны XIX века, как припомнил Дмитрий Травин, великий поэт Тютчев писывал: «надо сознаться, что должность русского бога не синекура». Авось и на этот раз вывезет и тележку с пряниками опрокинет. Вот вам и весь прогноз.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram