Аргументы Недели → Общество № 48(440) от 18.12.2014

Заложник «валютных спекулянтов»

, 17:19 , Обозреватель отдела Промышленность

Есть в России суперкомпания – «Евродон». Ростовская область при первой же возможности её достижениями хвалится: «Мы накормим страну индейкой и уткой». Демонстрировали десятки тысяч индюшек президенту В. Путину, премьеру Дм. Медведеву. И вот наступили иные времена. Ждали в очередной раз президента, но он не приехал. Не потому, что посмотреть нечего, а потому, что у компании, благодаря «талантливой» экономической политике правительства, проблем выше крыши. А президента огорчать нельзя, надо его беречь от плохих новостей. Чтобы не знал, не гневался, не приведи господи. Президенту –хорошие новости.

Агробуря – ЦБ и банки бьют по самым энергичным

Вопрос -  хочет В. Путин продовольственной независимости для России? Несомненно. Тогда второй вопрос – кто против? Против продовольственной независимости страны? Вот тут уже надо посмотреть по сторонам. Польша и Германия не подходят. Бразилия и Канада – тоже. Они и все остальные страны смотрят на нас, как на потребителей, но за куриные ножки и некоторое количество «бушелей» зерна не готовы начинать войну.  Выходит «гадят и мочат» свои. Повторяю - свои! И за что?

Сегодня глава холдинга «Евродон» Вадим Ванеев в ступоре – как написать и просчитать, например, бизнес-план при такой неразберихе в банковской сфере. И как закупить недостающее оборудование? У нас в стране его не производят:

- Пусть нам скажут - где взять деньги для реализации уже запущенных программ? Они нужны сегодня, сейчас. Иначе вместо импортозамещения и продовольственной безопасности Россия в аграрном секторе получит гектары никому ненужного незавершённого строительства, остовы ферм, птичников, комбикормовых заводов и пустые цеха перерабатывающих мощностей. Кто даст кредит на развитие? Не на месяц или год, а минимум на 10 лет. На днях я встречался с успешным коллегой из Израиля. Спрашиваю: «Как ты сумел с нуля раскрутить бизнес по производству индейки?» Отвечает: «Взял длинный кредит под 3% годовых на 12 лет. Это невыгодно, но у меня не было никакого обеспечения, один бизнес-план. А было бы что показать, дали бы под 1%».

Израильтянин поделился с Ванеевым простейшей формулой развития реального сектора экономики: «утром деньги – вечером стулья». Инфраструктура, коммуникации тоже не его забота, всё совершенно бесплатно подвели к границам птицекомплекса. Само собой, включён режим «налоговых каникул». Создал рабочие места, начал активно экспортировать продукцию – молодец! И государство автоматом погасило 30% кредита. Сейчас он продолжает активно развивать дело, для этого есть все возможности. И как с таким коллегой конкурировать? У него условия тепличные, вот и растёт. К слову, в Россию поступает мясо и из израильских пустынь в том числе. Позорище для страны с чернозёмами и заливными лугами.    

Мясо и политика

Народ ел и будет есть. Вопрос – что и откуда возьмётся? Вадим Ванеев крутится между стройплощадками, не теряет уверенности, что «если вкалывать, то всё получится»:

- Когда ты производишь 10 тысяч тонн индейки, – это просто мясо. А выходишь на 100 тысяч тонн и более – уже политика. Не я должен бегать по банкам и искать деньги, а меня должны уговаривать принять финансы и запустить их в дело.

Странно, почему энергичных агропроизводителей не подпускают к Фонду национального благосостояния?  Это же, можно сказать, его целевая аудитория. И задача благородная – накормить страну. Еда из космоса не прилетит, из недр её не выкачаешь. Бразилия, чтобы стать третьим производителем мяса в мире, вложила за последние годы в агропром около 150 миллиардов долларов. И страна поднялась с 4 миллионов тонн мяса в год до 30 миллионов. А Россия с трудом балансирует на отметке 9 миллионов тонн, подчеркивает Ванеев:

- Мы строим перерабатывающие мощности, завод комбикормов с прицелом на 2018 год. И не смотря на удары обухом по голове со стороны Центробанка, планируем выйти на производство 250 тысяч тонн мяса индейки в год. Если найдём финансирование, то поднимем производство утки с сегодняшних 26 до 80 тысяч тонн.

Ванеев, конечно, оптимист. Но государевым людям стоит задуматься: нужно нам собственное мясо или продолжать кланяться поставщикам продовольствия со всего мира. Выйдет по-ванеевски – к тоннам мяса можно будет приплюсовать 14 тысяч рабочих мест и их семьи, население целого города. Вадим, поминая лихом условия работы, налоги и прочие прелести бизнеса, тем не менее, не устаёт повторять:

-Я благодарен нашей великой стране. Нигде в мире невозможно реализовать такой проект, какой создаём мы. Там всё уже на пределе, всё расписано и посчитано, занят каждый клочок земли. А у нас ещё есть море свободного места для созидательной работы. Весь Израиль производит 125 тысяч тонн индейки. А «Евродон» только на одной площадке (это целый район Ростовской области) строит мощности под 140 тысяч тонн. Чтобы на вертолёте облететь все птицекомплексы (без посадок!), потребуются часы.

В компании посчитали – только на этапе земляных работ для строительства новых объектов холдинга перелопатили, убрали чернозём, привезли и утрамбовали глину, в объёме равном 70 тыс. железнодорожных вагонов. Такие масштабы.

В. Ванеев: «Фермер не накормит»

- Читаю: такой-то товарищ стал фермером. Тут у него овечки. Тут бычки. Там куры на вольном выпасе... Давайте, мол, формировать фермерские хозяйства. Они более мобильны и пластичны, лучше адаптируются, чем крупные комплексы.

- Фермерские хозяйства во всем мире и фермерские хозяйства в России – не одно и то же. Я много раз видел в Европе: промышленная курица - евро, а фермерская, свободно гуляющая – 6 евро. Но в России другая история. Пусть у фермера будет 100 или аж 500 штук красивых курочек. Но ни комбикормового, ни перерабатывающего завода у него нет. Он не накормит страну. У нас фермерство – это скорее дело «для души», не столько бизнес, сколько хобби. Наш фермер кормит птицу «со своего стола». То есть, без учета баланса витаминов, полезности. А у промышленника 11 видов кормов, тщательно проверяемых специалистами и выверенных в деталях для здоровья птицы. Где фермер их возьмет? Это дорого и знания нужны. Как такой фермер сможет конкурировать с промышленным агрокомплексом?

- Финская Валио – объединение сельхозкооперативов.

- Это другая культура. Финская компания «Валио» основана в 1905 году. В 2002 году мне сказали: делай только комбикормовый и только перерабатывающий комплексы. Выращивание отдавай фермерам. Я сижу, помню, такой - в недоумении. И говорю: «А каким фермерам? Где они? Я беру кредит под огромные проценты. Строю птичники - и отдаю фермерам? А потом ищу чем отдавать кредиты?  Да я так по миру пойду».

- Но пусть даже в каком-то непредсказуемом будущем это возможно? Вот, предположим, вы отдали семье фермера один из птичников длиной 186 метров. Что дальше?

- Да я бы отдал фермерам задачу выращивать птицу. Я бы обеспечивал их кормами, ветеринарией. Забирал бы птицу на выгодных условиях на убой.  Представляете, сколько людей мы могли бы обеспечить работой? Но как это сделать, когда у тебя деньги под 20% годовых и по умолчанию требование «строй сам себе всю инфраструктуру». Это же иная государственная политика. Я не говорю – дайте мне бюджетных денег. Я говорю – дайте мне хотя бы кредит, но с нормальной нагрузкой. И я отдам фермерам птичники. Если это государству нужно. В другой стране так и делают: стимулируют нужное направление. Значит, задача по фермерству у нас еще не так актуальна. 

Общение с Ванеевым заряжает энергией, но оставляет море вопросов. Почему у государства отсутствует желание получить мясо. Своё мясо. Много мяса! За что мне уважать такую власть в моей стране, такие порядки, при которых на словах поддерживают, а на деле выкручивают руки самым перспективным и надежным производителям, которым в другой стране давно бы не только помогли, а еще и памятники бы при жизни поставили? За цены на прилавках магазинов? Помните, по украински: «Исты хочу!» Чем закончилось?На днях в аэропорту Владивостока кошара сожрал на 60 тысяч рублей морепродуктов. Все посмеялись, телеканалы тоже, но в Сети вороватую зверюгу сразу нарекли Чубайсом. Репутация, однако. Но и он при деле. 

Президенту страны давно пора опереться на тех, кто порой, «вопреки» деяниям экономического блока в правительстве, сумел создать крупные производства. Собрать совещание и каждому поставить задачу. Примерно так: «Вы должны сделать все возможное и невозможное. Но страна должна есть свой качественный продукт и забыть что такое «импортозамещение»». Обеспечить этим людям доступ к финансовым ресурсам на самых льготных условиях. Под персональную ответственность за жульничество - вплоть до конфискации и прописки «на клюквенных плантациях» со всей семьёй. Чтобы не было злоупотреблений, взять их развитие под неусыпный контроль – слава богу, у нас для этого полным-полно разнообразных органов. Главное, чтобы не мешали.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram