Аргументы Недели → Общество № 46(438) от 04.12.2014

Кто готовит экономическую диверсию?

, 19:16

О кризисе российского ВПК, через который когда-то прошло почти каждое предприятие оборонной сферы, принято говорить в прошедшем времени. Новости о передовых разработках и международных контрактах давно пришли на смену сообщениям о рейдерских захватах, банкротствах и криминальных разборках вокруг имущества военных заводов. Однако и сегодня на общем относительно благополучном фоне существуют стратегические предприятия, имеющие важнейшее оборонное значение, которые словно вновь переживают самые мрачные моменты эпохи 90-х.

Яркий пример объединения, попавшего в «слепую зону» государственного внимания, – НПО «Гелиймаш», уникальное предприятие по производству криогенного оборудования и сжиженного гелия, сотрясаемое громкими судебными скандалами. На днях сотрудники легендарного объединения, созданного ещё в 1931 году нобелевским лауреатом П.Л. Капицей, написали письмо руководителям Госдумы, Совета Федерации и Общественной палаты с требованием взять ситуацию на предприятии под контроль. Последней каплей, переполнившей чашу терпения трудового коллектива, стало заключение под стражу генерального директора НПО Вадима Удута в связи с заведённым на него уголовным делом,которое на самом предприятии называют «необоснованным и заказным».

Заказчиками уголовного дела подписанты письма считают руководителей инвестиционной компании «Магма», которая в 2011 году предприняла попытку недружественного поглощения НПО «Гелиймаш». Какое отношение люди, никогда не занимавшиеся химическим производством, могли иметь к предприятию, сказать трудно, но в 2011 году компания «Магма» незаконным способом, как позже установил арбитражный суд, завладела контрольным пакетом акций НПО «Гелиймаш». Затем началась бойкая передача имущества и акций многочисленным фирмам-однодневкам.

Действия «Магмы» встретили решительный отпор со стороны Вадима Удута, который уже 18 лет стоит у руля объединения. Директор, который вывел НПО «Гелиймаш», находившееся в 90‑х годах в тяжёлом положении, во флагманы отрасли, учёный-химик ещё советской школы, не смог смириться с фактическим разворовыванием родного предприятия. К защите предприятия им были привлечены представители крупнейших заказчиков НПО – Роскосмоса и Минобороны, – которые потребовали от соответствующих органов разобраться в юридических махинациях вокруг «Гелиймаша».

На сегодняшний день арбитражные суды признали недействительными большинство сделок по выводу акций НПО «Гелиймаш». Против руководства «Магмы» ещё в 2012 году было заведено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере».

Однако о победе справедливости и здравого смысла говорить, как оказалось, рано. На текущий момент уголовное дело против руководителя «Магмы» В. Курбатова и его подручных заведено в тупик, подозреваемые находятся на свободе и прекрасно себя чувствуют. Чего не скажешь о Вадиме Удуте, следствие по делу которого ведётся с необыкновенным и подозрительным рвением, несмотря на то что инкриминируемая ему «преступная» сделка по продаже комплекса по сжижению гелия аффилированной фирме – сам Удут и коллектив завода называют её попыткой уберечь оборудование от разграбления рейдерами – давно аннулирована.

«Для всех работников предприятия очевидно, что целью уголовного дела является не просто дискредитация руководителя НПО «Гелиймаш», но и его нейтрализация, то есть обеспечение условий для новой рейдерской атаки на предприятие», – утверждается в письме трудового коллектива, которое подписало более 500 человек.

Скандал с арестом В. Удута мог бы быть одним из тысяч «споров хозяйствующих субъектов», если бы речь не шла об уникальном стратегическом предприятии, каких в мире буквально наперечёт. НПО «Гелиймаш» – крупнейший в России и Европе производитель криогенного оборудования и сжиженного гелия, без поставок которых остановится работа промышленных комплексов и научных институтов в США, Китае и ещё 40 странах по всему миру, в частности, Большого адронного коллайдера в Церне.В разработки объединения вложен интеллект нескольких поколений русских учёных, у многих нет аналогов в мире.

Один из показательных примеров – контейнер-цистерна для перевозки жидкого гелия, разработанный при личном участии кандидата химических наук В. Удута. Благодаря этому чуду отечественной инженерной мысли Россия может самостоятельно выстраивать инфраструктуру производства и поставок жидкого гелия с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день схожие по характеристикам цистерны в мире делают лишь американцы. В случае если страна лишится своего производителя криогенной техники, судьба добывающей отрасли автоматически будет поставлена в зависимость от милостей западных поставщиков.

Но главное – от работы НПО «Гелиймаш» зависит судьба многомиллионных оборонных и космических заказов. Системы, созданные и обслуживающиеся НПО «Гелиймаш», работают на космодромах Байконур и Плесецк. Предприятие участвует в разработке перспективных видов вооружения: самолётов-истребителей пятого поколения и новейших атомных подводных лодок. Наивно предполагать, что в нынешней крайне напряжённой международной обстановке кто-то из стран – обладателей криогенных технологий благородно подставит плечо России, оказавшейся без собственной научно-технической базы.

А риск такого развития событий очень велик – московская земля, на которой находятся корпуса НПО «Гелиймаш», является лакомым куском для застройщиков. Объединение может повторить печальную судьбу ещё одного стратегического предприятия – Московского завода счётно-аналитических машин, которым завладела та же «Магма». На его территории теперь предполагается построить элитный жилой комплекс.

Экономические диверсии как эффективное средство борьбы с геополитическими противниками известны человечеству не первую сотню лет. Европейские державы наносили друг другу немалый ущерб при помощи печатания фальшивых денег, организации забастовок на фабриках и транспорте. Однако самой желанной целью для диверсий является военная промышленность. Так, многие эксперты полагают, что развал советского ВПК был частью хорошо продуманного плана, разработанного за рубежом. В результате действий реформаторов из ельцинского правительства, объявивших «оборонку» обузой для экономики, были уничтожены сотни уникальных производств, а страна оказалась отброшена на обочину технологического прогресса.

Сегодня, когда российская власть проводит курс на возрождение оборонного комплекса, а российское оружие к неудовольствию западных конкурентов завоёвывает мировые рынки, экономические диверсии совершаются по всё более хитроумным сценариям. Зачастую, как в случае с планомерной и упорной атакой на НПО «Гелиймаш», непросто отличить банальный рейдерский захват от попытки срыва крупных оборонных заказов. Закономерные выводы можно сделать, лишь проанализировав последствия, к которым приводят коммерческие махинации вокруг важнейших промышленных предприятий.

Результаты расточительного и небрежного отношения к накапливавшему десятилетиями научно-техническому потенциалу сегодня налицо, в своеобразную технологическую «Красную книгу» ежегодно заносятся все новые виды производств, утрачиваются уникальные знания и ноу-хау, на восстановление которых, в тех случаях, когда оно вообще будет реальным, придётся потратить долгие годы и миллиарды рублей.

В мае этого года на совещании по исполнению гособоронзаказа президент РФ Владимир Путин заявил: «Мы должны сделать всё для того, чтобы всё, что используется оборонно-промышленным комплексом, всё, в чём нуждается оборонно-промышленный комплекс, – всё это производилось на нашей территории, чтобы мы ни от кого не зависели ни по одному из направлений переоснащения армии и флота на новые системы вооружения».

Приведённая цитата в полной мере относится к ситуации с НПО «Гелиймаш». Однако по сей день никто из лиц, в чьи обязанности входит быть «государевым оком», не задался очевидными вопросами: какую цель преследуют те, кто готов поставить на карту безопасность страны: получение прибыли любой ценой или намеренное вредительство? И нет ли третьей стороны в конфликте вокруг НПО «Гелиймаш», заинтересованной в срыве заказов Минобороны и Роскосмоса?

А пока ответов на эти вопросы не получено, единственными, кому в вопиющей истории с уникальным стратегическим предприятием «за державу обидно», остаются преследуемый за свою принципиальную и патриотическую позицию директор НПО «Гелиймаш» и его немногочисленные сторонники.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram