Аргументы Недели → Общество № 38(430) от 09.10.2014

За долги к ответу

Кто будет платить по счетам нерадивых банкиров?

, 19:26

Не проходит и недели, чтобы Центробанк не закрыл очередную группу частных банков, нарушивших законодательство. При этом большинство из них оказались не способны вернуть деньги населению. Теперь возвращать чужие долги будет Агентство по страхованию вкладов (АСВ), то есть – государство. Этот вопрос особенно остро возник, как только стало известно, что крупный российский Мособлбанк оказался на грани разорения. Ведь к этому времени в банке было 650 тыс. вкладов на сумму более 100 млрд. рублей. Вернуть их теперь практически невозможно, поэтому сам банк попал под санацию, а возмещать ущерб будет санатор в лице «СМП-банка». Сколько стоит вернуть долг и как это вообще возможно, корреспонденту «АН» рассказывает глава компании «Стронг-Капитал» Сергей ГРЕБЕННИКОВ.

- Сергей Юрьевич, вы недавно купили компанию «Рамфин», входившую в холдинг бывших владельцев Мособлбанка. Однако сделка, по меньшей мере, странная, учитывая, что вы приобрели полного банкрота, с которого нечего взять. С чего бы это?

– Если рассматривать покупку с позиций обычного бизнеса, то действительно, приобретённый актив мало чего стоит. Правда, мы за него и недорого заплатили. Просто вид бизнеса, которым я занимаюсь на Урале ещё с 2002 года, предполагает покупку заведомо ничтожного по стоимости объекта или актива, который может стать прибыльным, если упорно и целенаправленно заниматься возмещением долгов со стороны прежних владельцев.

Проще говоря, ваша компания занимается вышибанием долгов, то есть коллекторством наоборот?

– Нет, совсем не так обстоит дело. Никаким вышибанием мы не занимаемся. В нашем случае речь идёт о тяжёлом и долгом процессе судебных разбирательств в деле возвращения пропавших активов. Ведь если деньги, например, были на счетах фирмы, то они не исчезли неведомо куда. Пропавшие средства, как правило, были ловко спрятаны. Задача наших юристов – доказать факт хищения и вернуть деньги законным владельцам.

– Однако вы должны понимать, что с пропавшим «наследством» Мособлбанка вы имеете тяжёлый случай. Ведь его хозяева умудрялись долгое время морочить голову даже опытным специалистам Центробанка?

– Тем не менее всё закончилось, как в старой сказке, когда добро обязательно побеждает зло. Купленная нами компания «Рамфин» – действительно проблемный объект, но мы предварительно провели мониторинг ситуации, изучили возможные варианты развития событий и только после этого заключили сделку по приобретению актива. При этом мы совершенно точно знаем, как именно будем возрождать компанию.

– Также уверенно заявлял о своих возможностях первый покупатель «Рамфина» Алексей Костров. Так почему он вдруг продал этот актив?

– Вопрос не по адресу. Хотя я думаю, что отказаться от оздоровления компании прежнему покупателю пришлось в силу обстоятельств, связанных с его участием в руководстве Республиканской финансовой корпорации (РФК), зампредом правления которой он был при прежних владельцах Мособланка. А может, потому, что в приобретённой Костровым корпорации слишком много обременённых долгами активов и на всё это тяжёлое хозяйство просто не хватает рук.

– Кстати, взамен сданных под санацию активов экс-хозяева Мособлбанка успели открыть новые компании разного рода бизнеса в рамках холдинга «Финхолком».

– Таким вот странным образом повторяется ситуация с созданием, по сути, новой финансовой пирамиды. Как бы взамен утерянных активов создают новую ловушку для доверчивых клиентов. Наша компания как раз и будет заниматься борьбой с таким псевдобизнесом. Мы найдём все деньги, выведенные из актива.

– На приобретённой вами компании висит кредит в 4 миллиарда рублей. Вы сможете его погасить?

– Нет конечно. Таких денег у нас нет, но они и не нужны вовсе. Ведь на 1 сентября 2014 года общая задолженность «Рамфина» составляла почти 5,5 миллиарда рублей. При этом долг перед вкладчиками насчитывал более миллиарда рублей, а ещё 4 миллиарда рублей – это технический кредит Мособлбанка. Любопытно, что кредит выдан 5 мая этого года, как раз перед самой санацией. На самом деле таким вот нехитрым образом из Мособлбанка были выведены более 70 миллиардов рублей. В июле Центробанк проводил проверку в «Рамфине» и выявил грубейшие нарушения в её финансовой деятельности. Эксперты ЦБ выявили операции по вводу и выводу денег с незаконным использованием паспортных данных физлиц и индивидуальных предпринимателей без их ведома. По этим фактам полного финансового безобразия мы уже обратились в правоохранительные органы на предмет реагирования. А далее будем работать по другим эпизодам растраты денег и поиска их реальных похитителей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram