Растения без цветов, проклятое поколение, которое кажется только для того и созданным, чтобы смущать талантливых исследователей! А ещё – дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы! Примерно так говорил всего триста лет назад известный французский ботаник Себастьян Вайян. О ком, как вы думаете? О грибах. Подобное отношение неудивительно, ведь учёные доказали, что по одним признакам грибы чем-то похожи на животных, по другим – напоминают растения. Кстати, и народы нашей страны относились к грибам весьма по-разному.
Это нынче среди рецептов любой национальной кухни можно найти массу грибных блюд. А в древности далеко не все были готовы рискнуть здоровьем и попробовать на вкус столь симпатичные создания. Например, татары, якуты, башкиры грибов не ели вовсе. Ненцы и многие другие северные народы считали грибы пищей оленей, а не людей.
Ещё в 30-х годах прошлого века врачи обращали внимание на то, что кольские саамы грибы едят в исключительных случаях и без особого удовольствия. К съедобным продуктам не относят. «Лопарями грибы употребляются в пищу в редких случаях. Они считают пищу из них пустой забавой», – отмечал Ф.Г. Иванов-Дятлов в книге «Наблюдения врача на Кольском полуострове» (1928). Юкагиры, как и большинство северян, тоже питались в основном мясом и рыбой. Употребляли в пищу некоторые виды грибов, но не как отдельное блюдо. Их сушили и добавляли в супы в качестве приправы.
Древние славяне были согласны с современными учёными и тоже подозревали, что гриб не совсем животное и не совсем растение. Поговаривали, что он – вполне себе живое создание, умеющее разговаривать и превращаться, если вдруг понадобится, в жабу, червяка и даже в золото.
На Руси особую популярность грибы начали приобретать в X веке с приходом христианства, которое предписывало регулярно поститься. Конечно, не обходилось без отравлений, но всё равно продукт этот у нас любили и со временем достигли совершенства в умении отличать съедобные грибы от несъедобных. Нигде в мире больше не существовало таких грибных промыслов, как в России. Народ ходил в лес целыми деревнями, с приходом сезона на рынках в городах появлялись и свежие, и солёные, и сушёные грибы.
Кстати, раньше грибы у нас называли губами, а вместо «грибы собирать» говорили «губы ломать». Да и сейчас ещё это выражение можно услышать в некоторых районах Сибири, Кировской, Архангельской областях.
Естественно, что, поскольку грибами можно отравиться, существовал целый комплекс обрядов, призванных помочь избежать такой неприятности. Некоторые грибы запрещалось собирать беременным, кроме того, не следовало на сносях готовить или есть печёные грибы, это могло отразиться на здоровье ребёнка. Говорушки – есть у нас и такие грибы – не рекомендовалось есть близнецам и людям с дефектами речи. Говорили – язык долго не развяжется. Отправляясь в лес, белорусы втыкали в головной убор веточки трёх разных деревьев, а в карман клали три разные травинки. Но это уже чтобы добыть побольше.
А заканчивали сбор грибов на Руси в сентябре в День святого Тита: «Святой Тит последний гриб растит».