На старейшем в России коньячном заводе празднуют свою победу. Сплочённому и очень активному коллективу удалось отстоять предприятие от запланированной приватизации. Теперь стало известно, что постановлением правительства России ККЗ включён в список федеральной собственности, а значит, не будет продан в частные руки. О новом статусе завода недавно говорил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который отметил, что приватизировать ККЗ в прошлом году не удалось, поэтому его акции выкупит государство. При этом была названа и стоимость Кизлярского коньячного завода – 20 млрд. рублей, а чистая прибыль завода составляет более полумиллиарда рублей в год. Тогда как ещё недавно предприятие предлагалось приватизировать всего за 4 млрд. рублей.
За бесценок на торги
Именно это несостоявшееся событие стало катализатором бурных событий в феврале 2014 года на заводе и в самом Кизляре, для которого ККЗ является градообразующим и одним из немногих работающих в городе предприятий. Поводом к приватизации были названы спад производства, низкое качество продукции и якобы нежелание заводчан закладывать собственные виноградники, а также использовать своё сырьё для выпуска известных кизлярских коньяков. А ещё руководство республики поставило в вину предприятию и его директору Евгению Дружинину тот факт, что бюджеты всех уровней не получили от ККЗ налогов на сумму не менее 1 млрд. рублей.
На предприятии с таким обвинением не согласились и в качестве весомого аргумента привели данные c заводского хранилища, в котором находятся собственные запасы коньячного спирта объёмом 1 млн. 700 тыс. декалитров, заложенных начиная ещё с 1977 года. А чтобы понимать, сколько всего сырья хранится в заводском запаснике, здесь назвали и количество бочек со спиртом – 17 000! В защиту своего директора работники завода привели факты из местной статистики, согласно которой с 2008 года, когда Евгений Дружинин возглавил ККЗ, производство элитных коньяков выросло в два раза – с 300 до 750 тыс. декалитров в год. При этом все обвинения в использовании так называемых грязных спиртов из Кабарды и Азербайджана на заводе назвали надуманными лишь для того, чтобы передать главный бренд Дагестана за копейки в руки «своих» людей.
Уже 29 января 2014 года появляется приказ об изменении штатного расписания завода и введении должности генерального директора. Этот документ был составлен и подписан ликвидационной комиссией Комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка «Дагвино». Этим же приказом на должность гендиректора назначается Магомед Садулаев – основной владелец и генеральный директор Дербентского завода игристых вин. Действующему директору ККЗ Евгению Дружинину отводилась роль исполнительного директора завода.
Такие ничем разумно не мотивированные перестановки в руководстве предприятия возмутили заводчан и жителей города, ревностно относящихся к своему предприятию. Все дружно заговорили о попытке рейдерского захвата коньячного завода. При этом на заводе тут же вспомнили, что такая структура, как «Дагвино», больше не существует, так как была упразднена 13 сентября 2013 года.
Против таких планов чиновников из Махачкалы выступила тогда прокуратура республики, заводчан поддержали известные люди Дагестана, среди которых был и депутат Госдумы Умахан Умаханов. Оказалось, что на самом деле ККЗ даёт 90% прибыли всех региональных ГУПов. В защиту знаменитого завода выступили казаки Нижне-Терского общества, составляющие половину населения 50-тысячного Кизляра и большую часть заводского коллектива. К слову сказать, сам Кизляр был основан ещё в 1735 году как русская крепость на Тереке.
Компетентное мнение
Владимир НИКОЛАЕВ, председатель профсоюзного комитета Кизлярского коньячного завода:
– Долгожданный перевод нашего предприятия в федеральную собственность можно смело назвать спасением и завода, и его коллектива от банкротства и разорения. Мы очень благодарны президенту России Владимиру Путину и председателю правительства Дмитрию Медведеву, что они нашли время, смогли проанализировать ситуацию и принять единственно правильное решение – оставить завод в государственной собственности. Эта новость из Москвы вдохновила работников предприятия, открыла новые перспективы для всех нас и нашего славного завода. Ведь Кизлярский завод, по сути, единственный в российской отрасли с полным циклом производства, которое работает на чистом сырье. Это к разговору о чистоте наших коньячных спиртов. Как раз в эти дни на заводе полным ходом идет приёмка винограда из ближайших хозяйств Дагестана и Чечни.
В круговой обороне
Надо признать, что кампания в защиту Кизлярского коньячного завода получилась неожиданно мощной и громкой. Похоже, сторонники приватизации ККЗ не ожидали такого поворота дел. В самом Дагестане считают, что всё дело в известной марке, которая во многом ассоциируется с имиджем горного края. В свете последних политических событий и санкций Запада против России, забота об отечественных производителях получила совершенно новое звучание. Тем более что в нашем случае речь идёт уже не о конкретном региональном продукте, но о бренде, который во многом определяет лицо российской отрасли.
Ведь Кизлярский коньячный завод остаётся в России, пожалуй, единственным производителем узнаваемого коньяка, с качеством которого пока никто в стране не может соперничать. Что бы там ни говорили сторонники скорой продажи ККЗ, именно вкус и неповторимый аромат отличают продукцию завода, продаваемую по всей России и ближнему зарубежью. При этом главным коньячным секретом здесь считают историю и традиции предприятия, которому теперь исполняется 130 лет. Ровно столько в Кизляре разливают коньяк с тех пор, как местный винодел Давид Сараджев объединил под своим началом несколько винокурен. С тех пор на заводе появились собственные секреты приготовления благородного напитка, которыми живо интересуются отечественные и иностранные конкуренты.
Директор завода Евгений Дружинин считает, что главным кизлярским секретом остаются давние традиции, передающиеся из поколения в поколение здешними мастерами. Самой известной остаётся семья бывшего директора ККЗ Владимира Григорьянца, отец которого в своё время возглавлял предприятие, а теперь и сын является заместителем директора. В списке славных заводских фамилий называют династию Шведовых, семьи Кудлай, Дружининых и другие, члены которых трудятся здесь по 30–40 лет. Поэтому и коллектив сложился не только высокопрофессиональный, но и сплочённый, способный постоять за себя и, если надо, за своё руководство. В Кизляре хорошо помнят смутные времена, когда в Чечне шла война, и куда увезли в заложники тогдашнего главу ККЗ Владимира Григорьянца с женой. Больше года они томились в бандитской неволе, пока не были выкуплены родственниками и заводчанами. Так что кизлярцы вместе пережили немало трудных и опасных времён и событий.
В настоящее, пусть даже на самое лучшее время старейший в России коньячный завод всё равно входит в первую десятку крупнейших предприятий Дагестана и первую сотню самых крупных компаний СКФО. Здесь сегодня работает более 300 человек. Они выпускают продукцию, которая с июля 2008 года имеет статус «официального поставщика Кремля». Лучшие марки кизлярского коньяка поставляются самому главному и именитому потребителю – Торговому дому «Кремлёвский».
Поэтому 14 апреля 2014 года, когда надежд на спасение родного завода уже почти не осталось, а руководство республики так и не встретилось с коллективом, на предприятии решились на протестные акции. В этот день рабочие не пустили на территорию завода двух региональных министров и нового кандидата на должность директора. Работники завода встали мощным пикетом у административного здания и не дали визитёрам шансов попасть на завод. А претенденту на должность директора Александру Кручанову пикетчики посоветовали сначала восстановить разваленный им городской хлебозавод.
Кроме того, коллектив предприятия решил перейти от обороны к наступательным действиям и обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину. В своём воззвании заводчане просили главу государства прекратить процедуру банкротства и перевести завод в федеральную собственность. Письмо подписали более 300 человек – весь штатный состав завода.
Москва поддержала Кизляр
Решение из Москвы пришло буквально на днях. Трудно сказать, как оно принималось, но никто здесь не сомневается, что именно благодаря обращению к главе государства дело решилось в пользу отмены приватизации флагмана коньячного бизнеса, и очень благодарны президенту за спасение родного предприятия. Постановлением правительства РФ Кизлярский коньячный завод остаётся государственным предприятием, находящимся в ведении Росимущества РФ, то есть в федеральной собственности. Что же касается руководителя предприятия, то новым директором вновь назначен Евгений Дружинин. Счётная палата РФ после тщательной проверки не нашла в его действиях каких-либо заметных нарушений. Так что коллектив ККЗ можно поздравить с заслуженной и выстраданной победой. Теперь кизлярцам предстоит делами и нелёгким трудом доказать, что они достойны высокого доверия главы государства.
Надо полагать, что в Москве учли тот факт, что кизлярские коньяки с полным основанием были признаны лучшей коньячной продукцией современной России. Никто в стране пока не может тягаться с ККЗ по числу наград и достижений самого высокого уровня. Достаточно сказать, что завод получил более 200 золотых и серебряных наград, более 10 Гран-при на международных выставках и дегустациях. Следует особо отметить, что ещё в 1997 году ККЗ получил «Золотую пальму» во Франции. Надо думать, что на родине коньяка как нигде лучше знают толк в янтарном напитке. Ведь уже в следующем – 1998 году на выставке-дегустации в Лондоне кизлярский коньяк «Багратион» был признан напитком года.
Так что история и традиции ККЗ обязывают работников уже федерального предприятия трудиться так, чтобы вернуть своё место на рынке и выпускать продукцию только самого высокого качества. Надо надеяться, что под федеральным крылом ККЗ сможет расти и развиваться в спокойной обстановке, что должно положительным образом сказаться на производственных результатах и качестве кизлярского коньяка.