Аргументы Недели → Общество № 34(426) от 11.09.2014

Больной? Сидите, сидите!

Практика «посадок» бизнесменов до суда стала инструментом следствия

, 19:48

В начале следующей недели в Басманном суде Москвы состоятся слушания о продлении срока пребывания под стражей предпринимателя Левона Айрапетяна, обвиняемого в растрате и легализации преступных доходов. По версии следствия обвиняемый совершил эти преступления в 2009 году в ходе сделки по продаже Уралом Рахимовым нефтяной компании «Башнефть» структурам АФК «Система».

Так ли это на самом деле – ещё предстоит разобраться следователям и суду. Тем не менее 65-летний бизнесмен и меценат уже пребывает за решёткой, страдая от целого букета тяжёлых болезней.

Левона Айрапетяна задержали 15 июля по прилёте в Москву в аэропорту Домодедово. Информация об этом прошла по всем столичным изданиям. Причина такого внимания к предпринимателю в том, что в 2009 году он выступал в качестве посредника при продаже сыном экс-президента Башкирии Уралом Рахимовым компании «Башнефть» АФК «Система». Сделка была признана состоявшейся. С того времени «Башнефть» стала успешной компанией и одним из лидеров нефтяного рынка страны, а Урал Рахимов, обвиняемый теперь всё по тем же статьям, спокойно, а главное, безбедно живёт в австрийской столице. Зато Айрапетян, который вроде бы только и свёл продавца с покупателем, пребывает в СИЗО «Матросская тишина», ожидая вердикта традиционно неспешной в таких делах отечественной Фемиды. При том, что его доля владения активами «Башнефти» в 0,01 процента голосующих акций не может рассматриваться сколько-нибудь серьёзно в части влияния на давно прошедшую сделку.

Однако разбираться в этом деле следует с более ранних времён, когда предприятия «Башнефти» были приватизированы по сомнительной схеме и по странно низкой цене за весьма прибыльный актив. Тогда бюджет потерял, по оценке специалистов, как минимум, 118 млн. долларов.

Впрочем, в данном случае нас интересуют не столько дела давно минувших дней мутной приватизации российской госсобственности, сколько нынешняя порочная практика содержания даже случайно попавших «под раздачу» людей (а тем более тяжело больных) в адских условиях российских тюремных изоляторов, где из них куда проще выбить нужные показания. На эту тему уже высказывались первые люди страны, заявляя, что обвиняемые в экономических преступлениях без всяких проблем могли бы дожидаться суда вне тюремных застенков. Но призывы не кошмарить бизнес, похоже, так и повисли в воздухе. Следствие и суды упорно продолжают сажать всех подряд за решётку, где подозреваемый ещё до суда может быть унижен, раздавлен и сломлен. При том, что никакой угрозы для общества, обвиняемые по экономическим статьям УК не представляют и в принципе представлять не могут.

В случае с Айрапетяном ситуация ещё более вопиющая, учитывая, что немолодой уже человек тяжело и практически неизлечимо болен. Его адвокаты сразу же заявили, что предприниматель не может быть заключён под стражу, так как страдает гипертонической болезнью с недостаточностью кровообращения III степени, сахарным диабетом и онкологическим заболеванием. Помимо того задержанный перенёс уже два инсульта, после которых у него не работает рука. В качестве защиты больного от репрессивной системы в России существует закон, а именно постановление Правительства РФ от 14 января 2011 года №3, которым утверждается «Перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений». Адвокаты представили не только справки, но и подробные истории болезней.

Как известно, в арсенале правоохранителей есть другие, более человечные формы ведения следствия: подписка о невыезде, домашний арест, освобождение под залог. Почему же суды идут на поводу у заранее репрессивно настроенного следствия и, не задумываясь, готовы «закрыть» в ужасающих условиях на долгие месяцы человека, чья сомнительная вина никем ещё не доказана?! К тому же лишать полноценной медицинской помощи и подвергать опасности саму его жизнь? У нас, к сожалению, уже есть трагические примеры антигуманной практики. Достаточно вспомнить историю Сергея Магнитского и Василия Алексаняна, который потерял шансы выжить именно в СИЗО. Казалось бы, достаточно, чтобы на стадии следствия не терять обвиняемых. Если их таковыми считать.

В нашем суде лучше нашего знают о практике содержания подозреваемых в СИЗО, в «Матросской тишине» – особенно. Коллеги из «МК» рассказали недавно о том, как главврач изолятора Самсон Мадоян отказывает больным в простом медицинском обследовании, считая всех пациентов симулянтами за решёткой. Своему земляку он поставил точно такое же заключение. Как говорится, наказания без вины не бывает. А раз подозреваемый уже за решёткой – вообще говорить не о чем! Клистиром обойдётся…

История с задержанием и обвинением Левона Айрапетяна получила широкий резонанс. Оказалось, что человек он общительный и обаятельный, а потому имеет много друзей и хороших знакомых среди известных людей в России и за рубежом. Они также не остались в стороне и выступили в суде в роли поручателей, с просьбой изменить меру пресечения для бизнесмена. С таким предложением, например, выступили Марк Захаров, Александр Ширвиндт, французский шансонье Шарль Азнавур и чешский депутат Европарламента Яромир Штетина. Все они выразили надежду, что на этот раз суд учтёт состояние Айрапетяна и до того, как разбираться с его одной сотой процента акций в компании, на которую кто-то явно положил глаз, хотя бы отменит содержание его под стражей.

Теперь остаётся надеяться если не на гуманность, то хотя бы на здравый смысл нашей Фемиды. Ещё один трагический исход за стенами СИЗО симпатий к нашей системе правосудия точно не прибавит.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram