Село Беково, что в Беловском районе Кемеровской области, называют столицей телеутов. Есть в России такой коренной малочисленный народ – чуть больше двух с половиной тысяч, и почти все живут на юге Кемеровской области. С 1992 года село Беково имеет статус национального. Есть здесь и свой историко-этнографический музей, больше похожий на этногородок. Тут и землянка, и рубленая изба, и башня острога, и ещё несколько строений. Таких, что сразу и не догадаешься, зачем в хозяйстве подобная красота нужна. Директор историко-этнографического музея «Чолкой» Владимир Ильич ЧЕЛУХОЕВ поведал «НА» о том, чем жили и живут телеуты.
- Владимир Ильич, экскурсия начинается с посещения деревянной юрты, построить которую кажется делом непростым. Зачем тратить силы и рубить юрту с шестью углами? Это ведь намного сложнее, чем обычную избу.
– С шестью – самая распространённая. А вообще от пяти до двенадцати и даже больше углов могли срубить. Чтобы внутри круглее было. В народе считали, что в углах зло прячется. Строить рубленые начали, когда перешли на оседлый образ жизни. А до этого юрты были войлочными. Иногда просто шкурами накрывали, а то и корой деревьев. Собирались и разбирались такие домики очень быстро, примерно за час. Что было удобно для кочевников. Кстати, войлочные юрты и сегодня ещё можно встретить в Бурятии, Казахстане и Монголии. У нас такое жилище называется аланчык.
– А какого размера бывала такая юрта?
– Да так же, как и сейчас. У кого-то коттедж на два этажа, а кто-то ютится в маленьком домике. Но в небольшой юрте всегда было теплее.
Делился аланчык внутри на двенадцать частей, по двенадцатигодичному циклу календаря. Начинался он с мышки, а заканчивался свиньёй. Кстати, обе они олицетворяют изобилие, благополучие и достаток. Потому и находятся в передней, красной части нашего жилища. Корова как бы продолжает достаток. Барс – символ могущества. Тут стоит диванчик, на котором отдыхает хозяин дома.
– А хозяйка где обитает?
– Вся левая половина её. Здесь и хозяйственная утварь находилась, и небольшой очаг, на котором готовили пищу, и зыбка, в которой качали малыша.
– А почему на территории хозяйки находится сектор дракона?
– Хозяйка кроткая, конечно, но женщина. Бывает в ней и от дракона что-то. Всего понемножку. Вон и змея тоже на левой половине находится (смеётся). А вот чурбачки слева и справа от входной двери – это места для непрошеных, непредвиденных гостей. Те, что по левую руку от хозяина, – для верных друзей. А по правую – для дорогих гостей. А перед хозяином – места для деловых партнёров.
– Что за «деловые партнёры»? Продавцы чего-нибудь?
– Те, кто приходил обменять товары. Купли-продажи не было тогда. Просто меняли одно на другое. Заметил, например, сосед в твоём табуне хорошую лошадь. Приходит и говорит: «Дорогой, понравился мне жеребчик, а у меня кобылка есть хорошая. Давай обменяемся».
– А обогревалась юрта как – костром?
– Да, и разводили его прямо на земле, камнем обкладывали. Были и тогда свои противопожарные правила. А выходил дым через отверстие в крыше. Вытягивался он очень хорошо. На костре в казане обычно варили баранину. В животном этом немного мяса, килограммов двадцать – тридцать. Как раз нормально на семью дня на два – на три. А лошадей только зимой закалывали, когда мясо можно было хранить на холоде.
– Тридцать килограммов на три дня?
– Ну так семьи-то большие были! Человек пятнадцать могло в такой юрте проживать. Заходишь, бывало: лёгкий дымок в воздухе, на огне казан кипит, источая ароматный запах свежесваренного мяса, приправленного листьями смородины или кислицы. Красота!
– Чем ещё могли гостя попотчевать?
– Молочными продуктами, арачкой – самогоном из молока.
– Телеуты в основном животноводством занимались?
– Да, но наши предки славились ещё своими изделиями из металла, выделкой кож, изделиями из овечьей шерсти. Войлок из неё – вообще замечательный материал. Если юрта им накрыта, в ней, как в термосе. Зимой, когда на улице минус сорок, тепло хорошо держится. А летом, в жару, здесь прохладно. И охотниками телеуты были хорошими. Смотрите, сколько здесь в юрте шкур висит.
– Для красоты?
– Не только, для достоинства ещё. Убить волка или медведя непросто. Висят их шкуры, значит, хозяин юрты – знатный охотник. А ещё из шкурок шили одежду. От тулупов до нижнего белья. Очень тёплого, шёрсткой внутрь. Был тут у нас один старичок, так до последних дней своих в таких штанах ходил. И никто заставить его не мог начать носить что-то более современное. Вы, говаривал он, ходите в том, в чём хотите. А я в этом родился, в этом и помру.
– Владимир Ильич, рядом с юртой в вашем этногородке стоит землянка. Их-то зачем строили? Чего в юрте не хватало?
– Пожилым людям в землянке уютнее. Здесь всегда жарче натопить можно. Мягкий сухой воздух. Деревом пахнет и глиной. Хорошо очищаются верхние дыхательные пути. Когда ребятишек на экскурсию зимой привозят, не хотят уходить из землянки. Можно, просят, ещё посидеть тут, погреться, подышать этим воздухом. Конечно, не от бедности строили такие землянки. Бывало, что за одним заборчиком стояли добротный рубленый дом и такая вот земляночка. Летом в доме обитали, а на зиму в неё перебирались. В восьмидесятых годах прошлого века здесь ещё в таких жили.
– Утюги на печке зачем стоят? Телеуты и в те времена одежду гладили?
– Да нет, раньше ведь как было: встряхнули да надели. Но постепенно появились, как и везде. Приятно ведь в глаженом ходить. Вот и керосинка тут уже, а не лучинка или жировичок.
– Где скот-то держали зимой, холодно ведь?
– На улице и держали. Но в морозы новорождённого телёнка, например, заводили в землянку. Тут вот прямо и стоял при входе. Молоком пах. Резвился, в туалет ходил.
– Рядом с землянкой что за строение?
– Меновой дом. Здесь чай пили да товарами обменивались. Так же как и у нас тут, висели в таких домах на стенах сухой иван-чай, таволга. Их и заваривали. В то время, кстати, никто никого у нас не обманывал. Попробуй обмани только. Слух по степи быстро разнесётся. И никто никаких дел с обманщиком иметь не будет. Нечестный человек сразу оказывался выброшенным из социума. Стоит ли того какой-нибудь лишний хомут?
– А вот уже привычная изба. В XIX–XX веках в таких жили?
– Да, с русской глинобитной печкой, гармошкой на лавке. Да и сейчас, кстати, живут в подобных. Телеуты переняли этот тип жилища у русских первопроходцев. Вместе с христианством. Те, кто жил плохо, небогато, да ещё и обложен был местными властителями двойной, тройной данью, шли к казакам на государственную службу. Деньги получали, да ещё и защиту от всяких местных налогов. Естественно, многое перенимали.
– В сенях зайчик сидит, ёжик, голуби в клетке. Только не говорите, что здесь раньше в избах голубей да ежей держали.
– Это мы для ребят, которые на экскурсию приезжают. И на лошадях можем покатать, они в поле сейчас пасутся. Ребята в таком окружении намного лучше материал усваивают. А то ведь вон, например, висит на стене коромысло, а многие уже и не знают, что это за палка и зачем она нужна. И те книжки, что вы видели в землянке на полках, тоже не случайно там. Своего рода экскурс в то время, в котором мы жили раньше. Хорошие книжки, кстати. О любви к своей родине, о Суворове, Чапаеве, о нашей истории. Ведь обо всём этом важно напоминать. Известно же, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Вот мы о прошлом детям и рассказываем.