Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 34(426) от 11.09.2014

От лодки до глотки

, 16:29 , Обозреватель отдела Наука

Три недели назад было принято взвешенное решение о введении «аккуратных ответных санкций» против европейских производителей сельхозпродукции. Но исполнение получилось точно по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Кто уж составлял эти списки – одному Минсельхозу известно. Но цены в российских магазинах взлетели на всё. Но особенно на рыбу.

Чем заменить норвежский лосось? Как снизить обезумевшие цены в рыбных магазинах? Когда рыбное изобилие станет привычным и доступным и куда смотрит Минсельхоз? На эти и другие вопросы «АН» отвечает руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр САВЕЛЬЕВ.

Слепая нянька Минсельхоза

– Александр Анатольевич, после введения ответных продовольственных санкций стало понятно, что с производством сельхозпродукции дела в нашей стране, кроме некоторых позиций, обстоят не блестяще. Например, с рыбой. Отвечает ли за такую ситуацию Минсельхоз, которому отдали Росрыболовство?

– Разве можно назвать ответственным ведомство, которое в течение 14 лет готовило закон «Об аквакультуре»?! Ещё в конце прошлого века тогда ещё премьер Владимир Путин подписал одно из постановлений о развитии аквакультуры в стране. В ответ чиновники обещали к 2004 году выдавать на-гора аж 600 тысяч тонн «аквакультурной рыбы». Но как производили ничтожные 150 тысяч тонн, так и продолжаем держаться на этом уровне.

– Но закон уже подписан более года
назад!

– Он до сих пор не может заработать на практике. Нет подзаконных актов, нормативно-правовой базы. В Минсельхозе по поручению президента её должны были подготовить к 1 января 2014 года. На календаре осень. Закон до сих пор не работает, аквакультура не развивается.

В стране, омываемой 13 морями, с двумя миллионами рек и двумя миллионами озёр, мы не в состоянии производить посадочный материал для выращивания лосося и форели (смолт), оплодотворять икру надлежащего качества для ферм, производить корма, технологическое оборудование. Мы безнадёжно отстали, пропустили несколько технологических революций в отрасли.

В Китае производство рыбы в аквакультурных хозяйствах приближается к 50 миллионам тонн. Там фермы вообще не платят налоги. Там считают, что тем, кто кормит страну, это ни к чему. У наших чиновников ровно противоположное мнение.

– Сможет Китай нас обеспечить своей рыбой вместо Европы?

– Китайским и вьетнамским производителям и сейчас ничего не мешает завалить наши магазины дрянной тиляпией и не менее дрянным пангасиусом. Плюс запрет введён всего на год. Через 300 дней снимут эмбарго, и на наши прилавки снова хлынет норвежский рыбный поток. А мы десятилетиями будем ждать от Минсельхоза каких-то очередных программ и бумажек.

В России грандиозный потенциал аквакультуры. Особенно на Дальнем Востоке. Только проекты по марикультуре (разведению или выращиванию водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб и иглокожих в морях) в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Курилах открывают перспективу создания более миллиона рабочих мест.

– Как Норвегия попала в «аккуратный ответ на санкции»?

– Норвегия оказалась «в наших санкциях» из-за непрофессионализма чиновников из Минсельхоза. Ведь страна не входит в Евросоюз и вначале плевать хотела на санкции против России. Но когда мы ударили по её рыбному экспорту, то и Осло ответило тем же.

Теперь, по крайней мере на ближайший год, нам придётся забыть об охлаждённой рыбе. Ведь этот деликатный продукт, который ни разу не замораживался, шёл к нам именно оттуда. Поставлять его из Чили или с Фарерских островов нереально. А о своей «охлаждёнке» Минсельхоз не заботился. Как и о развитии рыбопереработки, транспортировке, хранении, реализации. Великолепные проекты по организации логистических центров скоропортящейся продукции, в том числе представленные на авторитетном Санкт-Петербуржском экономическом форуме, уходили в Минсельхоз, как гайки в болото.

Аргумент эксперта

– Ещё одним существенным «результатом» Минсельхоза по руководству рыбной отраслью является то, что в стране падает потребление рыбы. В этом году прогноз составляет менее 18 килограммов на человека. При рекомендуемой норме 20–22 килограмма. И в ближайшие годы ситуация вряд ли улучшится.

Сколько вешать в граммах?

– На этом фоне рыба, причём любая, дорожает и дорожает!

– В Нижнем Тагиле красная рыба подорожала в два раза. Пермские ритейлеры сообщают, что рост стоимости отечественной рыбы, поставляемой из Мурманска, уже составил 20%. В Приморье – самом рыбном крае – цены на многие виды рыбопродукции уже достигли исторического максимума: 350–400 рублей за килограмм нерки и 400–450 рублей за кило чавычи, 140–160 рублей за килограмм горбуши и 200 рублей за кету. Отпускная цена на лосося в Сахалинской области достигла 100 тысяч рублей за тонну, что вдвое превышает показатели прошлых лет. В ближайшее время цена может вырасти до 120 тысяч рублей.

Дорожает и разрешённый импорт. Рыболовецкие хозяйства Фарерских островов подняли цены на лосось на 60% из-за роста спроса со стороны российских импортёров. Ценник поднялся с 6,25 до 10 долларов за килограмм. Похожая ситуация и в Чили. В Росрыболовстве утешают, что рост незначительный. Хочется спросить, а значительный – это сколько?

– Плюс провальная путина лосося…

– Лосось стал драйвером подорожания из-за санкций и неудачной путины. Объём вылова тихоокеанских лососей к исходу второй декады августа этого года составил 211 тысяч тонн. Это, если сравнивать с 2012 годом, на 110 тысяч тонн меньше. При этом половина выловленного уже законтрактована на экспорт.

Естественно, бизнес по максимуму пытается конвертировать ситуацию дефицита продукции в свою прибыль. Ряд рыбодобывающих компаний вообще приостановили реализацию лосося.

– Но дорожает даже селёдка!

– Цена на тихоокеанскую сельдь со складов уже поднялась на 40%. Стоимость селёдки новой путины будет ещё выше. Но нет худа без добра, наконец-то появились шансы вывести промысел сельди на рентабельный уровень. Рекордно низкая цена последнего времени – менее 20 рублей за килограмм – приводила к колоссальным убыткам. Сейчас вот ещё и сайровая путина началась, креветку начали активно облавливать. Цены неминуемо будут расти.

– Но почему? Ведь, не считая лосося, рыбы полно в наших морях.

– Проблемы рыбодобывающей отрасли появились ещё до ответных продовольственных санкций. Сегодня они резко обострились. Российские рыбаки вынуждены завоёвывать рынок собственной страны. Хотя в состоянии производить продовольствие, в том числе рыбу, в изобилии. И не только закрывать внутренний рынок, но поставлять значительные объёмы на экспорт. Но с таким регулятором, как родной Минсельхоз, нам и врагов не надо.

– Да, рыбаки жалуются, что они больше оформляют документы, чем выходят на путину.

– Выстроена «китайская стена» административных барьеров. Только на ветеринарное сопровождение наши рыбаки тратят около 30 миллиардов рублей в год! Недавно выпущенный Минсельхозом приказ, регламентирующий оформление ветеринарных сопроводительных документов, только усугубляет положение. Согласно ему, нужно проходить ветеринарно-санитарную экспертизу с продукцией, добытой в благополучных в эпизоотическом отношении районах промысла. Рыбаки стонут от тотальных исследований в лабораториях Россельхознадзора. При этом Роспотребнадзор зачастую дублирует функции Россельхознадзора. Продукты должны проверяться только у прилавка, там, где они встречаются с покупателем.

Естественно, все издержки закладываются в стоимость рыбы. Кроме того, скажем, экспортёр, отправляя рыбу в тот же Китай или Республику Корея, возмещает себе НДС. То есть он уже имеет порядка 10% преимущества по сравнению с тем, кто работает на внутренний рынок. А ещё нужно потратиться на транспортировку. Сравните, куда дешевле отвезти: из Владивостока – в соседний Далянь или в Рязань за 9 тысяч километров. И РЖД даже не думает о том, чтобы снижать транспортные ставки на перевозки рыбы.

Мантры министра Николая Фёдорова о круглосуточном мониторинге цен, грозящей расправе со стороны ФАС, правоохранительных органов и местных органов власти ничего, кроме иронии, не вызывают. Можно до скончания века отслеживать изменения цен, но мониторинг не даёт возможности влиять ни на их рост, ни на их снижение.

– Фёдоров говорит, что всё наладится, принята «Программа развития рыбохозяйственного комплекса России до 2020 года»…

– Если продолжится её реализация, то о продовольственной безопасности можно забыть. Как заявили представитель Всероссийской ассоциации рыбопроизводителей и экспортёров Юрий Кокорев и другие влиятельные эксперты по поводу этой программы, «она была утверждена правительством в марте 2013 года, оставаясь по своей сути мертворождённым, абсолютно не сбалансированным документом. Вместо инструмента, помогающего создать предпосылки для стабилизации и эффективного развития отрасли, принятая программа стала очередным фарсом новых достижений исторического максимума на бумаге, но не в действительности».

– Исходя из ваших слов, экспорт рыбы для российских рыбаков выгоднее, чем поставки продукции на свой рынок?

– Конечно. И это относится не только к рыбе. Действия правительственных чиновников привели к тому, что насыщение внутреннего рынка для отечественного сельхозпроизводителя совершенно нерентабельно по сравнению с экспортными операциями. Надо срочно решать вопрос обнуления ставок за пользование водными биоресурсами для тех, кто везёт рыбу к столам россиян, а не для китайских или корейских товарищей. Подумать о том, что уже к 2015 году Россия обязана обнулить экспортные и импортные ставки на продовольствие в рамках обязательств по ВТО.

Сейчас у страны появился реальный шанс на осмысление продовольственной ситуации. Надо стряхнуть со своих плеч весь этот рыбный мусор и возместить потерю собственным первосортным продуктом. Но, для того чтобы на самом деле сдвинуть проблему с мёртвой точки, фактически ничего не делается. Не создаётся логистика движения рыбы «от лодки до глотки».

Если государство не изменит в корне своего высокомерного отношения к рыбной отрасли, то всё останется так, как и было. Дальний Восток по-прежнему будет наращивать экспортные поставки рыбы, которые достигли более полутора миллионов тонн. А жители Центральной России будут питаться тем, что им предложат импортёры.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram