Аргументы Недели → Общество № 30(422) от 14.08.2014

Вот тебе кокуй, с ним и ликуй!

, 20:27

Говоришь о кокошнике, и перед глазами всплывают нежные «снежинки» на детсадовском утреннике или открыточный образ Снегурочки. Но на поверку оказывается, что кокошниками называют целый ряд традиционных женских головных уборов: и кичку, и каблук, и шишак…

- На Снегурочке вы видели корону. Вспомните «Царевну-Лебедь» Врубеля. У неё как раз такой головной убор. А на лоб спускается жемчужная ряска. Это корона, или коруна. – Анна Носова – научный сотрудник отдела фондов Тверского государственного объединённого музея помимо фондовых материалов и профессиональных справочников в качестве дополнительных и очень наглядных источников использует живописные исторические портреты.

– Конечно, художник прежде всего передавал характер, показывал личность, событие и точность деталей отходили на второй план, – признаёт тверской искусствовед. – Но отвергать художественные полотна при изучении костюма никак нельзя. В запасниках нашей Тверской картинной галереи есть портреты ржевских купчих первой половины XIX века – такой же, как у них, головной убор можно видеть на портрете работы Венецианова.

Коруна была самым торжественным из всех девичьих уборов – твёрдый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором обрамлял лицо, словно нимб. Она имеет околыш, который украшался золотным шитьём, бисером, цветным стеклом. Для твёрдости формы использовалась либо бумага в несколько слоёв, либо картон. Основа обшивалась богатой тканью – парчой или атласом. Льняная подложка придавала конструкции ещё большую твёрдость и позволяла декорировать лицевую сторону нарядной вышивкой.

Название, безусловно, происходит от слова «корона». Форма венца одна из древнейших. И старое его название – «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.

Кокошники имели множество вариантов конструкций и украшений. В той или иной губернии преобладал свой тип кокошника с местным названием: кокошко, кокуй, златоглав, шеломок, копытень, шишак, ряска, капок, каблучок.

Коми-пермяки заимствовали кокошники у русских Северного Прикамья, но подошли к вопросу творчески. Коми-пермяцкие кокошники отличаются пологим лицевым околышем, острыми углами, отсутствием золотого шитья, а также расположением лицевой стороны. Украшенная часть кокошника – гребень –обращена не вперёд, как у русских, а вниз или слегка приподнята, отчего похожа на козырёк фуражки. До сих пор на севере Пермского края такой кокошник дополняет праздничный костюм коми-пермячки.

Не рада баба повою, а рада покою

Смена головного убора с девичьего на женский называлась окручивание. Вместо одной косы волосы заплетали в две и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы. Сверху голову покрывали тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи – выи, отчего и головной убор замужней бабы именовался повоем.

Этнографы считают, что в основе ритуала лежит поверье о магической силе женских волос. Волосы на голове и теле мужатицы позволялось видеть только её мужу-повелителю. На людях замужняя женщина должна была появляться только с покрытой головой. Срывание же головного убора считали оскорблением и карали внушительным штрафом.

Повойник в разных землях называли по-своему: шамшура, волосник, сдериха, повоец, подубрусник. Обычно надевался он под сороку, кокошник, намётку, но позже – к концу XIX века – стал использоваться самостоятельно. Правда, как и сорока с кикою, прикрывался платком. Выходить на улицу или находиться в доме при посторонних в одном повойнике считалось неприличным.

Самой же хрестоматийной приметой замужнего статуса была рогатая кика. Для твёрдости в неё вставляли бересту, дощечку, толстую кожу или простёгивали шапочку в форме рогов, лопатки, копытца. Многослойная кика помимо повойника предполагала позатылень (надевался сзади кички), начельник и сороку.

Позатылень прикрывал шею, плечи и спину. Начельник – передняя налобная часть кики украшалась вышивкой и шёлковыми лентами. Кика могла дополняться жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус – поднизью или очельем.

Сорока – своего рода чехол из холста или другой ткани – покрывала кику и повторяла её форму. Позже сорока тоже стала самостоятельным головным убором. Она имела самые разные конфигурации – полумесяца, обращённого вверх рожками, с одним рогом и вовсе без рогов. В некоторых губерниях бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течение жизни. Чем женщина моложе – тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Богато украшенные кики носились только по праздникам. В обычные дни головные уборы замужних женщин напоминали праздничные только по форме. Для удобства их ладили из простых и лёгких материалов.

И в пир, и в мир

– Ещё один примечательный кокошник – шишак. Обычно он встречался в Смоленске. Но оказалось, что и в Тверской губернии в XIX веке этот головной убор тоже носили, – делится открытием сотрудник Тверского государственного объединённого музея Анна Носова. – Тому подтверждение картина Тыранова «Портрет ржевской купчихи». Встречался шишак в Ржевском, Торопетском и Торжокском районах.

Этот удлинённый конусообразный головной убор украшали над лобной частью «шишками», сплетёнными из жемчуга или бисера. Их количество иногда достигало сорока. Когда сваха надевала шишак на новобрачную, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике. Поверх кокошника обязательно надевали платок, который широким ровным клином спускался на спину. Чтобы платок лучше лежал, под него подкладывали накрахмаленный плат. Такое покрывало, или фата, доходило почти до пят.

Нарядный шишак был своего рода вложением средств, так как стоил дорого и при необходимости его могли разобрать на бусины, продать целиком или «сдать в аренду» для свадебного обряда. И всё-таки вынужденное расставание с кокошниками было невероятной редкостью. Праздничный головной убор берегли и передавали по наследству.

Кокошнику-шишаку по декоративности не уступало убранство жительниц Великих Лук. Их цилиндрический головной убор в виде плоскодонной круглой шляпки имел поля из четырёх жемчужных заборов или ряски – поднизи из жемчуга. Для жёсткости и красивых фалд поднизь нанизывали на конский волос.

За свою долгую историю кокошник побывал не только частью народного костюма, но и стал символом патриотизма. Его носили боярышни, боярыни и царицы. В XVIII веке моду на кокошники в женском придворном костюме возвращала Екатерина II. В XIX – после побед Русской армии над Наполеоном, на волне гордости за Отечество знатные дамы вновь щеголяли в сарафанах с ампирной талией и кокошниках. К началу XX века по всему миру стали невероятно популярны тиары и диадемы в стиле «кокошник». Есть версия, что первую такую тиару заказала сестра Марии Фёдоровны Александра Датская после того, как та стала русской императрицей (речь о супруге Александра III, матери императора Николая II. – Прим. ред.). К слову, есть подобное украшение и у нынешней королевы Великобритании Елизаветы II.

После революции многие русские аристократки взяли с собой в изгнание платья в русском стиле и маскарадные кокошники. Расшитый драгоценными камнями символ русскости вдали от родины, как и века назад, становился капиталом владелицы. К тому же балы a’la Russe в Европе тогда стали особенно популярны.

А пару лет назад знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд, представляя коллекцию Дома Chanel, предложил причёски-кокошники. И на одном из самых колоритных снимков фотосета «Незнакомка в Москве» супермодель Наоми Кэмпбелл позировала на столичной крыше в роскошной шляпке, стилизованной под кокошник.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram