Приметы и суеверия для осторожного, мнительного человека – прекрасный способ себя занять, они держат его всё время в тонусе. Когда не знаешь языка предзнаменований, то и живёшь себе спокойно, не морочишься. А расскажи кто-нибудь, например, что дорогу перед «скорой помощью» лучше не переходить, – и вот она проблемка. Идёшь через дорогу, видишь «скорую» и останавливаешься: ждёшь, пока другая машина проедет, и только тогда уже переходишь. Кому в больницу охота? Зато настроение сразу поднимается, ведь перешёл-то правильно. Значит, поживёшь ещё! Наши предки в подобных развлечениях тоже толк знали – суеверий всегда было предостаточно.
Даже к самой обычной ложке славяне относились очень серьёзно. Рассматривали как личную вещь, помечали. Чужими пользоваться избегали. Считалось, что мужской ложкой пищу мешать нельзя, иначе поссоришь хозяина ложки с женой.
Если девушка на вечеринке хотела приворожить понравившегося юношу, она могла угостить его из своей ложки. Потом прижечь её и спрятать. Говорят, иногда помогало.
Лишняя ложка на столе – дурной знак. Считалось, это привлекает злыдней – духов, приносящих в дом несчастья. Чтобы враждебные силы не навредили человеку, вверх выемкой ложку клали только перед едой, после сразу переворачивали. Ну а про то, что упавшая со стола ложка – к гостье, мы и сейчас помним.
«Ходишь по центру дороги – покой потеряешь». Это уже бурятское суеверие. Представители этого народа считали, что именно посередине дороги путешествуют злые духи. Они-то и могут забрать покой у человеческой души. А ещё ногами к двери спать не рекомендовалось. Эта примета связана с похоронным обрядом. Покойного ведь ногами вперёд выносят через дверь. Не хочешь, чтобы и тебя так вынесли, – спи к дверям головой.
Дагестанцы считали, что муха в супе – к скорому подарку. Так что если это насекомое случайно залетало в чью-нибудь тарелку, говорили: «Повезло тебе!» А дальше уж счастливчик сам решал – лишиться подарка или вынуть «зверя» и доесть суп.
В одежде мужа и роды легче, считали раньше таджички. Чтобы проще перенести предстоящее испытание, на беременную время от времени надевали верхнюю одежду мужа. Считали, что тогда он разделит с ней страдания. Рассказывают, что бывали случаи, когда во время схваток жены, у мужа сильно болела поясница.
Если у черкеса свадьба, а на улице ненастье, собравшиеся за столом могут начать посмеиваться над невестой. Дело всё в том, что незамужней девушке раньше нельзя было есть прямо из котла или сковороды. Примета гласила: иначе в день свадьбы обязательно будет дождь или снег.
Вслед отправляющемуся в путешествие нужно вылить воду, – считают азербайджанцы. Ведь вода со временем возвращается туда, откуда вытекла. Вот и человек вернётся. А вслед невесте, когда она покидала отчий дом, конечно, воды не лили. Камень бросали. Говорят, чтобы она, как и камень, крепко сидела на новом месте. Ведь он где упадёт, там и лежит.
У русских в старину реакцию на щекотку считали показателем благополучия семейной жизни. «Девку ткнёшь, так и смотришь. Вот если взвизгнет, а потом всё – хорошая жена будет, гулять не будет, себя блюсти сможет». А если засмеётся, – значит, гулять от мужа будет. Если же девушку пощекотать, а она на это никак не отреагирует, скорее всего, детей у неё никогда не будет. А вот с мужчинами, как всегда, всё намного проще. Боится щекотки, значит, просто ревнивый.