Аргументы Недели Петербург → Общество № 27(419) от 24.07.2014

Почему разорилась турфирма «Нева»

Тысячи её клиентов теперь не смогут отправиться в путешествия, за которые уже успели заплатить

, 18:03

Как так вышло, что фирма, которая в Петербурге долгие годы была чуть ли не символом туризма, оказалась на грани банкротства? Представители компании выступают с заявлениями, страховщики и чиновники Ростуризма обещают защитить «невских» клиентов, но всё это ясности не добавляет.

Специалистам, понимающим толк во внутренних процессах российского туризма, банкротство ЗАО «Турфирма «Нева» не кажется сюрпризом: они уверены, что вскоре на её месте может оказаться практически любая крупная компания, работающая в этой сфере. На самом деле неважно, готово руководство фирмы признать себя банкротом или только объявляет о временной остановке в работе. Ситуация критическая, и что там решат акционеры, разочарованных клиентов волнует мало.

Так почему же этот флагман туристических услуг попал в число разорившихся? Оказывается, первые симптомы болезни давали о себе знать ещё несколько лет назад. Все помнят скандальный случай с банкротством «Ланта-тур вояж». Сказано было много, но выводов, судя по всему, туроператоры тогда так и не сделали. А случай ведь показательный.

Два года назад в письме председателя правления банка МФК Оксаны Лифар на имя руководителя МВД России по поводу ситуации с «Ланта-тур вояж» говорилось: «Есть все основания полагать, что ряд крупных туроператоров строит бизнес по принципу финансовой пирамиды, когда средства туристов направляются на оплату задолженности оператора перед своими контрагентами, отелями и транспортными компаниями». Оксана Лифар хорошо разбирается в вопросе и знает, о чём говорит. Её слова подтверждают исследования, которые, по заказу австрийского холдинга Migros, провела полгода назад крупнейшая международня компания-консультант PricewaterнouseCooper. Эти исследования касались российского рынка туристических услуг. Эксперты выяснили, что две трети туров в нашей стране продаются ниже себестоимости. Законный вопрос – почему? А потому, что туроператорам приходится любой ценой получать оборотные средства для обслуживания кредитов.

И подобная практика является общей для 60% российских туроператоров. Летом прошлого года обанкротился «Асент Тревел», один из старейших туроператоров в России. Тогда его руководитель Евгений Судьбин выступил с предупреждением: новых банкротств ждать долго не придётся, и виной тому – правила ведения турбизнеса, сложившиеся в нашей в стране.

Выходит, господин Судьбин был прав...

После того как «Нева» стала неплатёжеспособной, председатель совета директоров компании Сергей Тимралиев выступил на собранной по печальному поводу пресс-конференции. Он долго говорил о причинах фиаско, ссылался на курс евро, на плохой сезон, на недостаток клиентов и прочие весьма существенные, на первый взгляд, обстоятельства. Сергей Тимралиев признал, что «Нева» потеряла 25% клиентов. При этом он согласился, что дело не только в рыночной ситуации, но и в просчётах менеджмента.

Действительно, так и есть: «Нева» в 2013 году получила доход в размере около 2,5 млн. рублей, а сумма долговых обязательств, то есть долгов по состоянию на 2013 год составила 8,795 млн. евро.

Кстати, у «Невы» был основной учредитель с иностранным названием – Neva International Holding ApS. Формально, этот учредитель и накопил долгов. Стоит пояснить, что иностранные слова не означают каких-то злобных чужеземцев, обирающих российских предпринимателей и транжирящих их деньги. Многие российские компании имеют таких же «иностранных» учредителей. Речь идёт о банальных офшорах, где создаются фирмы с иностранными названиями, создаются не по злому умыслу, а для того чтобы обезопасить капиталы от российского законодательства, налогообложения и бюрократии. Увы, офшоры не спасают от кредитов, а выплачивать их нашим туроператорам всё сложнее.

Трудности «Невы» не частный случай, а ещё одно проявление системного кризиса, уже давно сопутствующего российскому туризму. О проблеме свидетельствует и тот факт, что большая часть иностранных инвесторов, которые в своё время попробовали работать на нашем рынке, давно с него ушли…

Ну а пока Ростуризм направил обращения в адрес МВД, Генпрокуратуры и Следственного комитета России «с просьбой оказать помощь туристам в защите их прав и законных интересов», намекая на необходимость проверки деятельности «Невы». Клиентам наверняка помогут, хотя процедура, возможно, потребует и времени, и нервов.

Что в итоге? В итоге всё останется по-прежнему на неопределённый срок. Потому что проблема – в самом механизме ведения бизнеса. Другими словами, рынок должен просто очиститься, пока не появятся новые компании, умеющие работать в новых условиях. А условия эти в том, что всё больше россиян и особенно петербуржцев начинают планировать свой отдых самостоятельно с помощью Интернета – люди понимают, как это легко, удобно и выгодно. Сегодня готовые туры покупают чаще всего те, кто просто боится и не уверен в своих организаторских способностях, кому не хочется тратить время на подготовку и планирование. Однако пассивных отдыхающих с каждым годом всё меньше, а как привлечь новых клиентов старые компании, даже такие солидные, как «Нева», не знают. Меняться тяжело.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram