С присоединением Крыма у России стало на 517 км пляжей больше. Однако на этих богатствах функционирует туристическая отрасль, не слишком изменившаяся со времён СССР. На развитие Крыма до 2020 г. планируется потратить 1 трлн. рублей из бюджета. Но далеко не факт, что в результате госинвестиций Крым превратится в Коста-Бланку. Нужно ещё, чтобы бизнес не боялся выйти из тени. И эффективно распределить сотни национализированных санаториев Украины.
Сегодня в Крыму 467 санаториев и пансионатов, 232 отеля, 92 детских оздоровительных лагеря и 31 детский санаторий. Есть ещё 4,5 тыс. мини-отелей и 14 тыс. предложений жилья в частном секторе. Все они могут единовременно принять более 70 тыс. отдыхающих. Цифры очень приблизительные, потому что крымский курортный бизнес традиционно не самый открытый, ещё больше ушёл в тень при президентстве Виктора Януковича. Доходы от туризма составили в 2013 г. лишь 12% налоговых поступлений. Хотя на курортниках кормится каждый четвёртый крымчанин, а доля туризма в бюджете могла бы составлять половину.
Многие ожидают, что с переходом под власть Москвы проблемный сектор начнёт преображаться. Наскоро сварганенная ФЦП предполагает освоить в Крыму около 1 трлн. руб. – всего-то наполовину меньше, чем Олимпиада в Сочи. Но львиную долю этих денег съест мост через Керченский пролив. А непосредственно на развитие туризма в Крыму предусмотрен 31 млрд. руб., который разойдётся тонким слоем на шесть лет.
Помимо этого предполагаются и частные инвестиции в отельный бизнес. Но не нужно их переоценивать: россияне уже много лет активно вкладываются в крымские санатории, но это не исправило проблем туристического сектора в целом. Крупнейший по количеству номеров отель «Ялта-Интурист» принадлежит российскому девелоперу Александру Куликову. 27 отелями, виллами и таунхаусами Алушты владеет банкир Александр Лебедев. А Сбербанк потратил не менее 6 млрд. на реконструкцию гостиничного комплекса «Мрия» в посёлке Оползневое близ Ялты. В Евпатории есть санаторий у российского Минсельхоза, ещё три крымские здравницы принадлежат мэрии Москвы.
До евромайдана россиянам принадлежало около трети крупнейших санаториев Крыма. Вкладываться предпочитают в учреждения с сильной лечебной составляющей, куда люди приезжают круглый год. В самых лучших отелях аншлаг только в сезон, а среднегодовая заполняемость – 30–35%. С точки зрения бизнесмена-прагматика не самое рентабельное вложение средств.
При Януковиче инвестор неохотно шёл в Крым из-за чиновничьего беспредела. Сегодня он наблюдает за развитием политического противостояния Москвы и Запада. Зато крупнейшие корпорации уже потирают руки в предвкушении дележа бывшей украинской собственности. Ведь министерствам и ведомствам Украины принадлежало около 200 здравниц в Крыму. Временный мораторий на их продажу закончился 1 июня, но объявлять аукционы новые власти не торопятся.
В СМИ сообщается, что РЖД претендует аж на пять санаториев в Крыму. Многие объекты инспектируют спецы из Управделами президента РФ, у которых есть «право первой ночи». Шутка ли сказать, на полуострове целых 11 госдач, в том числе горбачёвская «Заря» в Форосе и бывший Юсуповский дворец в Кореизе. Объекты, которые спецам не приглянутся, скорее всего, раздадут российским министерствам. Те, разумеется, начнут их реставрировать на бюджетные же средства и использовать для отдыха своих сотрудников. Процесс уже идёт: например, думская фракция «Единой России» планировала проведение рекламной кампании «Мы в Крым. Кто с нами?». То, что останется, месяцев через 5–6 выставят на торги. Но вряд ли за эти лоты начнётся свара покупателей.
– Если лучшие здравницы раздадут министерствам, в этом будут и плюсы, и минусы, – говорит экономист Андрей Близнец. – Ведомственная закрытость снизит доступность учреждений. С другой стороны, часть путёвок будет реализовываться по социальным программам – а значит, у школьников и пенсионеров появится шанс отдыхать бесплатно. От регионов уже требуют сформировать заявки на посещение опустевших санаториев Крыма.
Вне всякого сомнения, солидные средства вложат в «Артек». Крупнейший пионерлагерь СССР при украинских властях переживал чёрные времена: в 2009 г. разразился педофильский скандал, вслед за которым последовало временное закрытие из-за проблем с финансированием. Безусловно, Кремль с его любовью к советским символам захочет блеснуть: вот как плохо было при бандеровцах, а вот как здорово стало с нашим возвращением.
Но вряд ли Москва решится в Крыму на масштабную перестройку по «сочинскому сценарию»: слишком много будет недовольных среди местных жителей. Куда вероятнее, что модернизация будет точечной, а основной фон крымского гостеприимства останется прежним: съёмная веранда в частном доме, вино в розлив, шашлык из осетрины на променаде. Ведь целым поколениям Крым именно этим и мил.