Аргументы Недели → Общество № 24(416) от 03.07.2014

Почему боятся журналистов в Адыгее?

, 09:12

Отправившись в одну из горных республик, мы обнаружили, что и спустя 40 с лишним лет дело «товарища Саахова» живёт и процветает.

Мост в никуда

2012 год. В Адыгее разгорелся скандал. Жители Красногвардейского района республики, наблюдавшие несколько месяцев за строительством новой дороги и моста через реку у села Уляп, обратили внимание на подозрительную тишину. Исчезли дорожные рабочие. Вместе с ними и строительная техника. Наверное, стройка завершена – подумали люди. Кто-то решил прокатиться по новой трассе, которая должна была соединить в этом месте Адыгею с Краснодарским краем. Каково же было удивление первых автовладельцев, когда сразу за мостом дорога оборвалась и они упёрлись в лес.

Мост-призрак, как обозвали его сразу же в Адыгее, обошёлся республиканскому бюджету в 600 млн. рублей и привёл в тупик.

Экс-спикер и экс-премьер, депутат Госсовета Республики Адыгея Мухарбий Тхаркахов не стесняется в выражениях и объясняет, как такое могло произойти. «Мост был построен бандитским способом. Потому что проект должен был быть согласован с двумя субъектами – Адыгеей и Краснодарским краем. При обоюдной заинтересованности должны быть сделаны подъездные пути и с той стороны, и с этой», – говорит Тхаркахов.

Когда разгоревшийся скандал вышел на федеральный уровень, главе Адыгеи Аслану Тхакушинову пришлось вяло объясняться – мол, строительство ещё не завершено. А завершить его должны власти Краснодарского края, чья территория начинается сразу за мостом. Но, как выяснилось, в Краснодаре ничего не знали о строительстве моста и никто ничего с ними не согласовывал.

А полмиллиарда рублей оказались просто зарыты в землю.

Пожаловалась – в тюрьму

Зареме Хаджироковой сорок лет. Долгие годы она работала в бухгалтерии Майкопского государственного технологического университета. Пройдя с низов все этапы карьеры, в 2011-м Хаджирокова стала главным бухгалтером университета. За годы своей работы женщина была поражена тем, каким образом ведётся финансовая отчётность учебного заведения. Так было и когда ректором был нынешний глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, так было и при новом начальнике Хазрете Блягозе. Набравшись мужества, главный бухгалтер Хаджирокова написала жалобы в республиканские управления прокуратуры, МВД и ФСБ, подкрепила свои письма документами. Но все прошедшие проверки не выявили никаких нарушений. Зато на саму Хаджирокову в 2012 г. возбудили уголовное дело по факту якобы похищенных ею 21 млн. рублей. По словам адвоката Хаджироковой Людмилы Александровой, никаких доказательств вины её подзащитной не было. Но следствие велось с явными нарушениями, и надежд на справедливый исход дела становилось всё меньше. Тогда отец Хаджироковой попытался решить вопрос через родственника Тхакушинова по имени Амин. Родственник передал семье обвиняемой, что глава республики обещал помочь, но «нужны деньги». Так семья Хаджироковой лишилась 10 млн. рублей. Но внесённая сумма не помогла. В итоге Зарему Хаджирокову осудили и приговорили к трём годам условно.

Но Хаджирокова решила не сдаваться. Она согласилась участвовать в оперативно-разыскных мероприятиях федеральных правоохранительных органов и втайне записала разговор с родственником главы республики Амином. Тот подробно рассказал и о том, как передавал от неё 10 млн. рублей, и о том, как выступал посредником в даче взяток высокопоставленным республиканским чиновникам. Запись была передана федеральным органам, после чего она попала в Интернет. Возможно, в Москве опасались, что дело попытаются замять.

После того как история получила огласку, на Хаджирокову срочно возбудили новое уголовное дело. Из больницы, где она лежала под капельницей, два оперативных сотрудника отвезли её на допрос. Якобы она продала арестованные судебными приставами семейные драгоценности. Хаджирокову заключили под стражу.

Как встречали прессу

Глава Адыгеи очень боится огласки скандалов со своим участием. Депутаты республиканского парламента рассказывают, что практически после каждой публикации о крупном коррупционном скандале с его участием Аслана Тхакушинова вызывают на ковёр в Москву. Анатолий Иванов, экс-спикер адыгейского парламента и депутат ещё со времён первых созывов парламента, говорит, что «странно, но после вот этих частых выволочек в Москве Тхакушинов тем не менее возвращается домой в приподнятом настроении. Я думаю, он там всех умело обманывает. Обманывает в администрации президента, обманывает самого Путина».

Мухарбий Тхаркахов поддерживает своего коллегу: «Ну как можно докладывать президенту Путину, что в 2013 году в республике не будет очереди в детских садах, когда реально эта очередь насчитывала 7500 детей. Или взять зарплаты врачей. Тхакушинов отчитывается перед президентом, что в Адыгее врачи получают 18–25 тысяч рублей. Зачем он врёт? Спросите любого работника поликлиники или больницы – больше 5 тысяч вам не назовут».

1 июля в Верховном суде Адыгеи было назначено рассмотрение жалобы на арест Заремы Хаджироковой. В Майкоп прилетели журналисты столичных изданий, чтобы разобраться в её деле и понять, что же действительно происходит в этой горной республике.

К большому удивлению представителей СМИ, Хаджирокова, которую привозят на каждое судебное заседание из Краснодарского СИЗО, в этот раз участвовала в процессе дистанционно, по видеосвязи. А судья, узнав, что в зале присутствуют журналисты, через 15 минут неожиданно перенесла рассмотрение жалобы на 10 дней.

Недоумевающие столичные гости решили взять комментарии в республиканском УФСБ, которое вело оперативное сопровождение дела Хаджироковой, но там их ждали сотрудники полиции, ОМОН и автозаки.

Редакция «АН» будет следить за развитием событий в Республике Адыгея.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram