Именно так называется один из самых почитаемых идолов финно-угорского мира дохристианской Руси. Память о Золотой Бабе будоражит умы наших соотечественников до сих пор – спустя сотни лет после её исчезновения.
Она – героиня авторов современных книг и даже художественного фильма, снятого на излёте СССР. Каждый год сотни охотников за удачей, подобно посланцам Ивана Грозного, белых атаманов и красных комиссаров, продолжают искать её в таёжных дебрях.
Первые упоминания о Золотой Бабе (Зарни Ань – у коми, Сорни Най – у ханты) встречаются в русских летописях в конце XIV века, а двумя столетиями позже – и в западноевропейских. Однако свидетельства «очевидцев» сильно отличаются друг от друга: одни летописцы описывают идол как женскую фигуру, полностью отлитую из золота, другие «вспоминают», что помимо женщины скульптурная группа включала в себя ребёнка, а иногда и нескольких детей. Самые внимательные к деталям утверждают, что в руках Бабы был рог изобилия, или копьё, или факел, а на голове красовалась то ли корона, то ли шапочка.
Впрочем, слепо верить ни одному из этих свидетельств не стоит: к моменту появления описаний след Золотой Бабы затерялся на просторах Сибири, а «исследователи» сознательно или нет, но наделяли изваяние чертами известных им языческих божеств от Минервы до Афины.
Исчезла Золотая Баба якобы во времена христианизации края и до сих пор находится где-то в тайнике в устье Оби. Впрочем, с местом нахождения идола связано не меньше слухов и предположений, чем с его внешним видом.
Кстати «ведала» Золотая Баба сугубо мирными вопросами: отвечала за здоровье и плодородие, покровительствовала роженицам и материнству в целом. Другими словами, оберегала традиционные ценности. Поговаривают, что исподволь она занимается этим до сих пор.