Аргументы Недели → Общество № 20(412) от 05.06.2014

Пляжные игры

, 16:48

Государство вкладывает сотни миллиардов рублей в развитие внутреннего туризма, но не хочет замечать вокруг него примитивного уличного криминала. Многие россияне выбирают для отпуска Турцию или Египет хотя бы потому, что там предсказуема ситуация с пляжами – большинство из них общественные, платить надо только за удобства. На самых запущенных участках нашего Черноморского побережья бригады пляжных рэкетиров требуют до тысячи рублей в день. Да и само количество доступных пляжей тает с каждым днём.

Нынешним летом ситуация может измениться. Тысячам силовиков закрыли выезд за границу. Захотят ли они навести порядок на собственных курортах? В частности, в Крыму, где традиции пляжного рэкета традиционно сильны.

Зона свободного вымогательства

Хитом прошлого крымского сезона стала видеозапись из Судака. Хозяин одного из кафе накрыл тентом часть общественного пляжа и нагло требует у отдыхающих около 200 рублей за пользование тенью! «Плати, как все, и отдыхай нормально», – орёт предприниматель на женщин и детей, богато окропляя свою речь матом. Запись побила рекорды по просмотрам в Интернете, а мэр Ялты Сергей Илаш подтвердил, что на полуострове участились случаи самозахвата пляжных территорий.

Примеры, когда частный бизнес пускает граждан на береговой песок только за наличные, зарегистрированы в Алупке, Форосе, Симеизе, Кореизе. В 2013 г. удалось вернуть шесть пляжей, но местные власти на этом поприще не слишком усердствуют. Их можно понять: за четыре года на мэров крымских городов совершено пять покушений. А на бывшего мэра Ялты Алексея Боярчука завели уголовное дело за выделение мошенническим путём 3 га земли на побережье. Рыночная цена этого участка составляла около 80 млн. руб. – огромные деньги для небогатого крымского бизнеса.

Можно предположить, что бардак на пляжах был связан со слабостью всех ветвей украинской власти. Но в Краснодарском крае ситуация не лучше.

– Мы поставили палатку на пустынном пляже недалеко от Анапы, – рассказывает москвич Олег Кольцов. – Вечером подъезжают какие-то ребята на квадроциклах, требуют деньги. На футболках у них эмблема – «Федерация бокса города Краснодара». Угрожали сломать нашу палатку, если не заплатим. В другом месте въезд на пляж перегорожен шлагбаумом каким-то «казачьим войском». 300 рублей нужно заплатить, чтобы просто проехать, за палатку, как пояснили казачки, «к вам ещё подойдут». Деньги, конечно, небольшие, но портят настроение бесцеремонность и бездействие властей.

В Сочи места на пляжах стали дорожать за три года до Олимпиады, достигая 1 тыс. рублей в день. Это значит со среднестатистической семьи – 3 тыс. ежедневно!

– Вопреки расхожему мнению, основная масса отдыхающих в Сочи – люди небогатые: бюджетники, жители окрестных областей, – говорит Борис Шеин, член совета Экологической вахты по Северному Кавказу. – За счёт строительства всё новых пивных ларьков и торговых точек для них создаются весьма специфические участки бесплатного берега. На этих грязных и неблагоустроенных клочках пляжа разворачивается унизительная борьба за место под солнцем, происходящая на фоне почти пустующих платных пляжей. При этом Водный кодекс РФ запрещает огораживать морской берег, если он не является территорией промышленности, обороны или безопасности.

Похожие проблемы фиксируются и в Калининграде, и в далеко не пляжной Уфе. И нет никаких сомнений, что благоустройство территории здесь ни при чём.

Делиться надо, начальник!

В защиту платных пляжей чаще всего приводят довод: якобы лишь благодаря частным рукам удаётся поддерживать побережья в чистоте. На самом деле для ухоженности 3 км побережья нужны всего-то пара рабочих и контроль за их трудом. В Петербурге, например, платные пляжи уже несколько лет запрещены городским законом. И это не значит, что в городе негде загорать и купаться. Зато в Рощино, ближайшем к Питеру 15‑тысячном посёлке Ленобласти, почти не осталось свободных выходов к реке Рощинке и четырём озёрам. А это около 50 километров побережья!

– Власти часто не замечают незаконно захваченных берегов, – говорит координатор движения «Открытый берег» Ирина Андрианова. – Я знаю примеры, когда назначается инспекция, которая удивительным образом не может найти дорогу к объекту. Случаев сноса самовольно возведённых заборов и шлагбаумов по-прежнему немного. Чем дальше от главных дорог, тем больше примеров: на озере единственный пляж захвачен неизвестно кем. Если прокуратуре всё же удалось до него добраться и зафиксировать нарушения, снос забора обходится без серьёзных санкций за его установку.

Нынешней весной на волне противостояния с Западом тысячи силовиков стали фактически невыездными. Теперь сотрудникам, имеющим наиболее распространённую вторую форму секретности, не рекомендовано посещение 170 стран! В этот перечень вошли все европейские государства и даже дружественные Куба и Венесуэла. Правда, можно ездить в Китай. Однако нет сомнений, что многим блюстителям закона придётся провести нынешнее лето на родине.

– Любые поборы за право загорать на пляже незаконны, – говорит адвокат Николай Артамонов. –Но не каждый захочет ссориться, находясь на отдыхе, тем более если рядом жена и дети. Силовики ещё меньше склонны идти на конфликт, находясь вдали от места работы, чем среднестатистический гражданин. Это же надо показывать удостоверение, выступать заявителем или потерпевшим, а по возвращении объяснять свои действия начальству!

В итоге складывается ситуация, когда офицер полиции, скрипя зубами, платит мзду полукриминальным элементам за пользование солнцем и морем. И как после этого он сможет бороться с коррупцией большего масштаба?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram