Согласно данным последней переписи населения, в Челябинской области живут представители 36 народов. Сохранять самобытность и родные языки помогают не только национально-культурные центры, но и своя областная Ассамблея. О том, как многонациональному Южному Уралу удаётся сохранять душевный мир и межэтническое согласие, «НА» расспросил Адая Елевтаевича КЕНЖИБАЕВА – председателя Ассамблеи народов Челябинской области. Беседа получилась с казахским акцентом: мудрой, щедрой на шутки и гордые высказывания.
- Как давно действует в Челябинской области ваша Ассамблея?
– Это первая из Ассамблей в Российской Федерации. Она была учреждена в 1996 году, а Ассамблея народов России появилась лишь два года спустя. Так что наша область – пионер в стране по части новых форм объединения общественной культурно-национальной жизни. Татаро-башкирский, финно-угорский, немецкий, корейский и грузинский центры выступили учредителями нашей Ассамблеи. Сейчас она объединяет уже более двадцати независимых национально-культурных организаций.
– К этому в Челябинске были какие-то особо располагающие условия?
– Многонациональность нашей области тут ни при чём. Любой регион страны имеет не менее сотни разных национальностей. Возрождение, развитие национальных языков и культур были для нас главной задачей многие годы. Проводили фестивали, встречи, открывали воскресные школы по изучению родных языков. А сейчас более важным считаем коммуникацию. Таков вызов нашего времени. Приходится думать об укреплении межнационального согласия. Своего рода профилактике. Потому что глобализацию, интеграцию, увы, зачастую сопровождают разделение и рост националистических настроений.
Ещё одна важная составляющая нашей деятельности – это социальная адаптация мигрантов. Для нашей Челябинской области – большого, многонационального региона, где в основном живут представители рабочего класса, – это задача первостепенная. Сейчас мы всерьёз задумались о создании центров социально-культурной адаптации приезжающих к нам в область на заработки людей. Чтобы они чувствовали реальную заботу о себе и могли обратиться за помощью к нам, а не попасть под крыло криминальных группировок. И у меня есть основания полагать, что Челябинская область – до сих пор территория мира и межнационального согласия, в том числе благодаря эффективной работе Ассамблеи как объединяющего общественного института.
– Когда мы говорим «Урал», то прежде всего представляем горы, разделяющие нашу страну на Европу и Азию. А казахи – народ степной. Простора казахской душе на Южном Урале хватает?
– Да, живём здесь привольно. Представители казахской национальности, а это более 35 000 человек, в основном проживают на юге области – в степных краях, которые практически не отличаются от оренбургских или казахских степей. Так что среда обитания – самая что ни на есть привычная.
– Выходит, на челябинской земле казахи не гости?
– Я родом из первой столицы Казахстана – Оренбурга. (Город Оренбург был столицей Казахстана с 1920 года; в 1925 году столица была перенесена в Кзыл-Орду, а затем – в 1927 году – в Алма-Ату. – Прим. ред.) Южные окраины Челябинской области издавна были населены казахами. Так что диаспорой мы себя здесь не считаем. Всё население Казахстана делится на три жуза: главный, средний и младший (жүз – «союз», исторически сложившееся объединение казахов. В современном Казахстане жузы сохраняют лишь историко-этнографическое значение, население Казахстана перешло от деления на жузы к единому казахскому народу во второй половине XX века. – Прим. ред.). Главный – это богатые южные районы, где жители в основном всегда занимались земледелием и скотоводством. Средний – просветители, учёные, интеллигенция, одним словом. А младший жуз – это воины, жители приграничья. Кстати, башкир мы считаем «четвёртым» жузом. Они тоже хорошие воины.
– Но это если от центра Казахстана считать, а если из Башкортостана, то порядковый номер другой получится. А в Челябинске можно хороший бешбармак попробовать?
– Конечно! Мы ежегодно проводим общественно-политический вернисаж. И все национально-культурные центры города не только обсуждением насущных проблем занимаются, но и угощения выставляют и ярмарки проводят.
– То есть общественно-политический вернисаж начинается с хорошей трапезы?
– От начала до конца сопровождается! Узбеки плов готовят. Мы – бешбармак. Народу-то много собирается, всех надо угостить.
– Словно родственников на празднике…
– Да, именно так. У нас тут все братья. А у казахов бешбармак идёт первым номером. Основное блюдо, как и у грузин, – шашлыки. Любого гостя казахская семья встретит бешбармаком. А перед тем как накормить, обязательно напоит чаем с молоком и сладостями: баурсаком прежде всего. Кстати, если татары придумали беляш: взяли тесто и завернули туда мясо, то казахи заворачивают в тесто воздух! Вот какие сметливые.
– Адай Елевтаевич, у вас в Челябинске свой бизнес, неужели достаточно времени и для общественной работы?
– Я и сам удивляюсь, зачем мне это! Но, понимаете, я здесь живу уже 35 лет, считаю себя челябинцем. Здесь живут мои дети, внук. И я хочу, чтобы они гордились своим краем и своим родным домом.