Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 13(405) от 10.04.2014

Ядерный космос

, 16:41 , Обозреватель отдела Промышленность

В субботу страна чествует героев космоса, вспоминает чудо в исполнении Юрия Гагарина и тысяч, если не миллионов, безвестных на тот момент тружеников космической индустрии. Это был шаг в вечность – первые навсегда. И пока на Земле существует человек разумный, 12 апреля мы имеем полное право смотреть на все остальные нации планеты немного свысока. Это наша привилегия – привилегия граждан всех ныне независимых стран, некогда входивших в состав советского государства. Но, как обычно, хочется большего.

Тяжеловоз из прошлого

Тогда, 53 года назад, казалось, что очень скоро «на пыльных тропинках далёких планет» и в самом деле будет тесно от нас, землян. Будем шляться по Вселенной, искать, познавать и использовать в своих интересах нечто неведомое. Но, как показывает практика, не всё так быстро. Вспомним вехи – первый спутник, Гагарин, первые стыковки и выход Алексея Леонова в открытый космос, американцы на Луне, орбитальные станции. У США – шаттл, у нас четверть века назад – «Буран». И где же следы на пыльных тропинках? Их нет.

Созданная под «Буран» ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия» так и осталась высшим достижением советского ракетостроения. И, наверное, самым дорогим по материальным и финансовым затратам. Дальше история писалась в условиях экстремальных как для отрасли, так и для страны. Строили «новую» Россию. Окончательно «Энергию» списали со счетов в 1993 году. К тому моменту существовал задел не менее чем из пяти ракет-носителей. И по сей день есть специалисты, считающие программу «Энергия-Буран» сверхдорогостоящей ошибкой. И в первую очередь ракету-носитель – дескать, нечем загрузить такой сверхтяжеловоз.

Не знаю, может быть и так, но возможность вывести на орбиту разом 105 тонн – заманчивая идея. Был проработан вариант с грузоподъёмностью до 200 тонн! При выводе объекта на низкую околоземную орбиту это в 8 (!) раз превышает возможности нашего основного грузовика «Протон‑М». А «лёгкий» тип «Энергия‑М» должен был поднимать до 35 тонн – всего на 10 тонн больше «Протона». К тому же, если «Энергия» была частично многоразовой, то «Энергию II» («Ураган») спроектировали как полностью многоразовую.

Можно предположить, что, сохранив «Энергию», сегодня Россия была бы монополистом по выведению «негабаритных» грузов на орбиту. Аналог «Энергии» в авиации есть – транспортный Ан‑124 «Руслан». Летают себе по всему миру, зарабатывают огромные деньги. И орбитальная космическая станция, та же МКС, скорее всего, выглядела бы иначе – «Энергия» способна была поднять на орбиту модули и блоки значительно больших, чем сейчас, габаритов.

И главное – без сверхтяжёлых ракет-носителей про межпланетные экспедиции можно не мечтать.

Дорога в дальний космос

В 90-х решили: всё же нужна ракета-носитель тяжёлого класса, созданная на основе кооперации исключительно российских предприятий и способная выводить грузы с отечественных космодромов. В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М.В. Хруничева «Ангара». На первый взгляд характеристики «Ангары» в абсолютных величинах не впечатляют – чуть лучше «Протона». Да и рождение «Ангары» подзатянулось, первый запуск, согласно постановлению правительства, должен был состояться в 2005 году с космодрома Плесецк. Сейчас обещают, что ракета полетит в этом году. Тягомотина длиной в 20 лет – вспомните феерическую лунную программу США: в 1961 году объявили – в 1969-м высадились. Но тогда соревновались сверхдержавы, а не «эффективные менеджеры» за контроль над финансовыми потоками. Но всё не так плохо – дело медленно, но идёт. В активе «Ангары» – экологичность, работает безопасная для людей пара: топливо – керосин, окислитель – кислород, как на «Союзах». «Протоны» летают на токсичном гептиле, что неоднократно приводило к конфликтным ситуациям с руководством Казахстана, особенно после аварийных пусков. «Ангара», отрешившись от гептила, обещает стать и ракетой-носителем для пилотируемых полётов. Время покажет, тут важно подтвердить надёжность. Преимуществом «Ангары» должна стать модульная конструкция – можно варьировать количество модулей 1-й ступени от одного до семи и менять массу полезной нагрузки, выводимой на орбиту 200 км, от 2 до 50 тонн (в перспективе). Последняя цифра обнадёживает – кроме как для полётов в дальний космос такие тяжеловозы сегодня не нужны.

Атомщики – ваш выход!

Космонавт Владимир Джанибеков смеётся – ты хочешь всё и сразу!

Конечно, хочу стать свидетелем прорыва человечества в дальний космос. Мечтаю, чтобы это был наш корабль, с российскими парнями (а возможно, и девушками) на борту. Желаю быть сопричастным к их подвигу, гению инженеров и учёных. Но мудрый дважды Герой остужает пыл:

– Мы с Виктором Савиных реанимировали станцию «Салют-7». Почему? «Салют-7» по стоимости был равен годовому бюджету Узбекистана, не слабой республики в составе СССР. А теперь посмотри, в каком положении сегодня Россия. Все ли вопросы мы решили на Земле, чтобы куда-то лететь? Хорошо, что МКС летает, что у нас многое стабилизировалось, потихонечку надо построить новый космодром, испытать новые варианты и доработки двигателей.

– Но многие эксперты и специалисты говорят: зачем нам пилотируемые полёты, орбитальные станции? Нужно делать упор на автоматические космические аппараты гражданского и военного назначения – дистанционного зондирования Земли, связи, метеоспутники и т.д. Их позиция вам близка?

– В общем, правильно говорят. Для чего лететь-то? Чтобы человек там мускулы свои напряг? Нужно решать вполне конкретные задачи, что-то исследовать и пользоваться результатами.

– А как же полёт, скажем, на Марс? Забить колышек и пожинать лавры первопроходца?

– На Марс и дальше надо лететь готовыми к освоению новых земель. А мы к этому ещё не готовы. К тому же мы доказали, что в космосе можно жить и работать полгода-год. Полтора года – это некий предел. Сегодня путешествие Земля – Марс – Земля – три года минимум. Но если будет готов новый ядерный двигатель, то передвижение туда и обратно реально заметно ускорить. Не стоит забывать, что его ещё надо поднять на орбиту. А знаешь, сколько он весит? Половину сегодняшней Международной космической станции. Плоскости у ядерного двигателя по площади равны нескольким стадионам. Им занимаются несколько десятков лет.

– Значит, без сверхтяжёлой ракеты-носителя не обойтись. И, выходит, без международной кооперации тоже?

– Какая международная кооперация? Кому это нужно? Да и не такой это открытый проект, чтобы его выкладывать на всеобщее обозрение. Его детали мы направо-налево не раздаём.

– Следовательно, у нас в этой теме есть приоритет перед остальными космическими державами?

– А как же!

Важно, чтобы это был проект не ради того, чтобы забить колышек. Американцы были на Луне, но не занимаются её освоением. Поиграли бицепсами, как сказал Владимир Александрович.

Сегодня космические программы будущего, без всяких сомнений, связаны с учёными-атомщиками. На МАКС-2013 Роскосмос и Росатом представили совместную разработку – макет транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) с космической ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ) мегаваттного класса. Следовательно, все надежды на межпланетные полёты связаны с Росатомом.

Больше денег, выше риск

В октябре прошлого года новым руководителем Роскосмоса назначен Олег Остапенко. 2 декабря 2013 года президент В. Путин подписал указ о создании Объединённой ракетно-космической корпорации на базе ОАО «НИИ космического приборостроения». Реформа предполагает становление Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК), куда войдут все предприятия отрасли, а в Роскосмосе останутся научные институты и организации наземной инфраструктуры.

На эти преобразования отводится два года – время пошло. Но то, что происходит в Роскосмосе, – смена руководителей и реорганизации, не должно ни в коем случае помешать прорыву человечества, как это было с Юрием Гагариным, в дальний космос. И не для демонстрации флага, а для работы, для задела на будущее.

Главное – чтобы не получилось, как с Объединённой авиастроительной корпорацией – два Погосяна, отец и сын, «Суперджет», финансовые махинации и убытки. Все остальные программы в гражданском авиастроении «побоку». А то, что появляется и выживает в рамках ОАК, например обновлённый Ил-76 в Ульяновске или Ан-148 в Воронеже, – скорее вопреки, а не благодаря опеке президента корпорации. Почему напрашивается такое сравнение? Да потому, что в «космосе» запахло большими деньгами, с начала 2000-х финансирование выросло почти в 30 раз. Следовательно, уже есть желающие оседлать финансовые потоки, которых не интересует конечный результат. Главное – процесс.

Но напоминаю – по госпрограмме, принятой в 2010 году, опытный образец ядерной энергетической двигательной установки для космических кораблей должен быть готов очень скоро, в 2017-м. Забавно, аккурат к столетию Октябрьской революции. Глядишь, ещё немного – и подоспеет очередной повод для «национальной гордости великороссов».И пусть кто-нибудь тогда посмеет сказать, что Россия – всего лишь региональная супердержава.

А пока российские космонавты летают сами и возят на МКС иностранцев на ракете-носителе «Союз» – глубокой модернизации знаменитой «семёрки» Сергея Павловича Королёва, созданной в конце 50-х годов прошлого века. Надёжность в космосе ничто не заменит.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram