В минувшие выходные в Крыму торжественно перевели все часы на московское время. Возвращение полуострова в состав России в ближайшие годы станет мощным катализатором для серьёзных процессов внутри нашей страны, в том числе в сфере межнациональных отношений.
Квота на власть
Крымским татарам были обещаны достаточно серьёзные преференции после вхождения республики в РФ. По словам заместителя председателя совета министров Крыма Рустама Темиргалиева,пятая часть руководящих постов в госорганах будет отдана крымским татарам. В российских республиках де-факто давно отдают предпочтение представителям так называемой титульной нации, однако открыто в этом никто никогда не признается. Наоборот, с пеной у рта утверждают, что все граждане государства равны, а назначение на важные посты в национальных республиках происходит исключительно по профессиональным качествам. И вот впервые открыто прозвучало признание о национальном квотировании людей во власти.
Но раз речь зашла о квотах, то логично предположить, что они как-то связаны с численностью населения. Однако в Крыму 12% населения получат аж 20% руководящих постов! Выходит, что политический вес одного крымско-татарского гражданина России в полтора раза больше, чем у представителей других народов. Остаётся надеяться, что эту арифметику философски воспримут все остальные жители республики.
Сам факт квотирования по национальному признаку – это, конечно, шаг назад по сравнению с провозглашёнными у нас принципами равенства вне зависимости от этнического происхождения. Но на деле-то всё обстоит по-разному. А может, открыто признать это лучше, чем наблюдать за сложившейся в некоторых российских республиках ситуацией, где 40% представителей титульной нации занимают более 80% всех должностей, и делать вид, что ничего не происходит?
Степень реабилитации
Слова президента России о необходимости полной реабилитации крымских татар предназначались прежде всего представителям этого народа, но услышали-то их все без исключения репрессированные народы России. Так же как крымские татары, все они пережили депортацию.
Речь Путина взбудоражила, к примеру, ингушскую блогосферу. Там теперь эмоционально требуют, чтобы юристы-ингуши срочно оформляли иск по поводу возврата Ингушетии части Пригородного района, который сейчас относится к соседней республике Северная Осетия (Алания) и был причиной осетино-ингушского конфликта в 1992 году.
Российские немцы в конце марта экстренно провели общее собрание руководства своих организаций – Федеральной национально-культурной автономии, Международного союза немецкой культуры и Немецкого молодёжного объединения, – где заявили, что для них вопрос реабилитации стоит остро и немцы России по-прежнему ждут восстановления республики в Поволжье.
Репрессированных народов у нас в стране 12. Глядя на щедрые обещания в адрес крымских татар, лидеры общественных организаций этих народов вполне могут начать требовать от государства свою часть «недоданной» реабилитации.
Страсти по языкам
Целых три государственных языка будут в новом субъекте Российской Федерации: русский, украинский и крымско-татарский. В принципе для нашей страны в этом ничего нет ни нового, ни сверхъестественного. В одном Дагестане признаны в таковом качестве почти четыре десятка языков всех живущих там народов.
Однако все языки народов России письменность имеют на основе кириллицы. С появлением крымско-татарского это единообразие нарушено. В 1997-м язык крымских татар решили перевести с кириллицы на латиницу. И хотя процесс внедрения латинского алфавита на практике до конца так и не довели, можно не сомневаться, что лидеры Меджлиса будут настаивать на сохранении латиницы и даже алфавит станут использовать в своих политических спорах.
Не так давно кампания за переход на латинскую графику была проведена в Татарстане. Она не нашла поддержки, однако убрать кириллицу остаётся одним из ключевых требований татарских националистов, представителей которых немало, кстати, и в нынешних органах власти этой поволжской республики. Прецедент с признанием государственным крымско-татарского с латиницей может ударить по самолюбию казанской элиты и вызвать ненужное напряжение в Татарстане.
Впрочем, возбуждение на языковую тему наблюдается и на северо-западе России. На днях председатель Карельского конгресса Анатолий Григорьев предложил ввести в Карелии три государственных языка: русский, карельский и финский. Лидер общественной организации не скрывает, что идея о введении трёх языков в Карелии появилась у него в связи с Крымом: «Статус Республики Карелия не ниже статуса Республики Крым, и прав у нас не меньше». Он намерен выступить с законодательной инициативой о языках, считая, что карельские власти должны оказать всестороннюю поддержку карелам и финнам, несмотря на их «низкий удельный вес» среди населения республики, опять же апеллируя к крымскому опыту.
Конфигурация Федерации
Сейчас республики в составе Российской Федерации наделены несколько большими правами, чем остальные её субъекты. К примеру, только республикам Конституция даёт право устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации – русским. Перечень преференций достаточно велик, и нельзя сказать, что он вызывает восторг в других территориях с более низким статусом. Но до недавнего времени формальным аргументом для такого неравенства было то, что республики как административные единицы помимо всего прочего отвечают ещё и за сохранение культуры народов, исконно живущих на их территории.
Теперь в нашей Федерации появился субъект в ранге республики, но не имеющий отношения к национальному делению. Его название не даёт повода считать какой-то один народ «титульным», однако этот субъект имеет три государственных языка.
Всё это может трансформировать табель о рангах административного деления страны. Края и области через какое-то время захотят вернуться к вопросу выравнивания статуса – уже опираясь на прецедент Республики Крым. Это значит, что появилась надежда перейти от взрывоопасного ленинского принципа национально-территориального деления страны к её равноправному территориальному обустройству.
Перед крупными этническими общинами, живущими вне национальных республик, Крым тоже открыл новые возможности. Они вполне могут претендовать на введение в краях и областях проживания своего родного языка в качестве государственного. Например, в Нижегородской области таким языком вполне может стать татарский.
Трудности, связанные с появлением новых субъектов Федерации, неизбежны, но в корне неверно воспринимать их как катастрофу. Изменения в процессе развития – обычное явление. Российской государственности более тысячи лет, в её истории всякое бывало. Однако населяющие нашу страну народы всегда находили выход из любых ситуаций. Уверена, найдём достойное решение и сейчас. Единственная поправка на современное информационное общество состоит в том, что все вопросы надо обсуждать внутри страны публично, но спокойно, не скатываясь к истерикам и майдановской ксенофобской терминологии.