Научного директора Германо-Российского Форума, члена Валдайского Клуба, почетного профессора Высшей школы экономики и МГИМО Александра Рара трудно назвать русофобом или русофилом. Постоянное местожительство в Германии даёт ему определённые преимущества в оценках событий на постсоветском пространстве. Но и накладывает определённые ограничения. Трудно обвинять свою страну, что она в очередной раз навязывает свои правила игры, когда фактически напрямую финансирует и прикрывает кровавую революцию на Украине. Тем более ценны его свидетельства. Особенно если читать между строк.
Стерильная картинка
- Александр, почему Германия, другие европейские страны поддержали нацистский вооруженный переворот в Украине? Неужели сущность этих «товарищей», которые открыто называют себя бендеровцами, которые живьем сжигали сотрудников «Беркута» не отталкивает просвещенных и утонченных европейцев?
- Общественное мнение в Европе, в частности в Германии, формируют средства массовой информации. И европейские СМИ заняли совершенно четкую позицию в отношении украинских событий. Это мирный майдан против «диктатуры» В. Януковича и против того, чтобы он вернул Украину в зону российского влияния или в «советское» прошлое.
Во всех крупных газетах, на телеканалах проводилась мысль, что Янукович обманул свой народ, отказавшись от подписания ассоциации с Европейским Союзом. При подписании Украина получила бы свободу, либеральную правовую систему, кредиты для проведения реформ. А поворот к России – это откат к холодной войне и противостоянию с Западом. Так было сформировано общественное мнение, к которому вынуждены прислушиваться западные политики.
Съемок горящих полицейских, националистических лозунгов на майдане, явно фашистских изречений «Правого сектора» практически не показывали. В результате сформировалось мнение, что большинство украинцев пришло на майдан для мирного противостояния. В Европе считают, что националисты на майдане маргиналы. Тоже надо знать, что в западных странах работает и учится множество молодых украинцев, которые прочно солидаризировались с Майданом. К их эмоциональному мнению очень прислушиваются.
- Понятно, что европейские СМИ, мягко говоря, выдавали желаемое за действительное, но политики, которые приезжали в Киев на переговоры, должна обладать большей информацией?
- Ни один политик на Западе не скажет, что западные газеты неправильно освещают Украину. Когда здесь начинаешь говорить об опастности национализма, тебя называют агентом Кремля.
- Значит проще поддерживать заведомую ложь…
- С самого начала и российские, и европейские политики и СМИ приняли противоположные позиции. В России уверяли, что на майдане всем платят, что во главе революции стоят фашисты. В Европе уверяли, что все происходит мирно. По такому же принципу разделился и украинский народ. Нужно признать, что консенсуса мы не найдем. Обе стороны конфликта сейчас радикализированы, каждая пишет свои истории, которые будут принципиально отличаться друг от друга. Обычно, правда лежит где-то посредине. Но очень сложно ее разъяснить, немедленно попадешь под огонь сразу с двух сторон.
Крым и дым
- Скажите, если украинский народ имеет право на смену власти, то крымчане, которые недовольны новыми киевскими властями, тоже имеют право на революцию и отделение. В Европе и США признают такой выбор народа?
- Запад и Россия сразу столкнутся лбами. Запад будет настаивать на принципе территориальной целостности государства, а Россия будет говорить о праве народа на самоопределения. Все будет повторяться, как в августе 2008 года, когда Россия признала Абхазию и Южную Осетию.
В тоже время в Германии не в восторге от первых решений Верховной Рады. Например, все крупные газеты критиковали, что у майданных революционеров нет других проблем, как запретить русский язык и спровоцировать русское население. Сейчас власть оказалась в руках Ю. Тимошенко и П. Порошенко. Многие же наделялись, что первые роли станут играть свежие фигуры, например, В. Кличко. Сейчас европейские политики ждут, что революция закончиться победой демократии, а не банальной сменой одного олигархического режима на другой.
- Возможно ли введение подразделений ВВ МВД или российских десантников, для усиление частей, дислоцированных в Крыму. Как это расценят в Европе и США?
- Если такой сценарий произойдет, то это будет самый серьезный конфликт между Западом и Россией со времен кубинского кризиса. Мир будет на грани войны. Американцы и силы НАТО будут патрулировать Черное море.
С другой стороны, мне кажется, что такого жесткого противостояния между восточными, западными регионами, Крымом и Киевом на сегодня нет. Вся Украина, и это не секрет, поделена между олигархами. «Хозяева» регионов будут давить на губернаторов, давать команды местным парламентам. Никто из олигархата не хочет играть в сепаратизм, все мечтают сохранить свои вотчины и свое влияние. Крым не отделяется от Украины. Только Севастополь занял предельно жесткую позицию.
- Но развязать войну в Крыму достаточно просто – боевики «Правого сектора» могут попытаться захватить российские военные объекты, как это было в Чечне в 1991-92 гг. Часовые будут стрелять в ответ, появятся первые трупы и все…
- Нападать на объекты Черноморского флота способны только безумцы. Конечно, нельзя полностью исключить того, что таковые найдутся. Но мне кажется, что реальная власть сейчас не в руках ультрарадикалов типа О. Тягнибока и Д. Яноша. Она перешла к «Батьковщине»: правой руке Тимошенко А. Турчинову и левой – А. Яценюку. Этот триумвират поддерживается главными олигархами. По моему ощущению, они сейчас договариваются с Тимошенко. Думаю, что и В. Путин считает, что с Юлей можно договориться, что она меньшее из зол. С Порошенко, у которого бизнес в России, так же.
Их Витя – зайчик серенький
- Янукович показал себя слабым и трусливым политиком.
- Кто бы не стоял за организацией майдана, Янукович в значительной степени сам спровоцировал его. Два года он говорил людям, что Украина идет в Европейский Союз, в западное. Украинцы наивно поверили, что сейчас после ассоциации с ЕС страна получит безвизовой режим, что западные фирмы будут инвестировать в экономику, зарплата будет расти, а социальные блага будут на европейском уровне. Были сплошные сладкие обещания. И вдруг, совершено ничего не объясняя, президент сказал нет ассоциации с Европой. Янукович вызвал жуткое разочарование западных украинцев и «креативново» среднего класса. Они почувствовали себя обманутыми и пошли на майдан. Но помимо них, националисты с запада страны смогли быстро организоваться, вооружиться и возглавить революцию. Интересно, куда несколько лет смотрели спецслужбы? Как можно не заметить сотни человек, которые обучались рукопашному бою, обращению с оружием, способам захватывать административные здания, драться с полицией.
Янукович должен был понять, что после первой ошибки все камеры международных телекомпаний будут поставлены так, чтобы показывать жестокую полицию, которая избивает демонстрантов, а не националистов, которые живьем сжигали полицейских. Он проиграл на политическом поле, на информационном поле, в конце-концов просто растерялся и потерял контроль над ситуацией. Его проблема была также в том, что он пытался договариваться с Кличко и Яценюком, которые не могли влиять на майдан. Майданом руководила другая, хорошо организованная сила, в том числе «Правый сектор».
- Что сейчас будет делать Россия?
- Россия сосредотачивается. Вряд ли она даст политического убежища Януковичу, ведь с Э. Сноденом у нее достаточно головной боли. В мире множество проблем, которые Россия должна решать в сострудничестве с Западом. Борьба за Украину может все испортить. Через Украину идет транзит газа и нефти в Европу. Новая газовая война никому не нужна.
Думаю, что Путин изберет тактику выжидания: посмотрит, как ЕС будет спасать Украину от дефолта. В Кремле помнят, как в 2005 году Украина перешла «оранжевым», которые между собой так перегрызлись, что в 2010 году пророссийского Януковича (в 2004 г. он проиграл борьбу за пост президента) вернули во власть через свободные выборы. Может быть, через 2-3 года Украина опять повернется на восток.
- К вопросу о спасении. ЕС собирается выделить Украине десятки миллиардов евро. Чем заплатит Киев?
- Лишних денег, конечно, в Европе нет. Но если очень захочется, то их найдут за счет закрытия других программ. Есть твердое намеренье лидеров Европы не потерять Украину второй раз. Деньги пойдут для стабилизации нынешней прозападной власти. В том числе, чтобы наверх не прорвались националисты. Европе важно, чтобы президентские выборы выиграл бы прозападный кандидат, и начал проводить либеральные реформы.
Вероятней всего деньги пойдут из Международного валютного фонда, и может быть из бюджетов добровольцев из среды национальных государств. Но для украинского правительства это означает, что эмиссары из МВФ сядут в каждый министерский кабинет в Киеве. Так было в России в начале 90-ых годов прошлого века. Они будут следить, чтобы деньги не разворовали на постройку вилл, а направили на создание благоприятного инвестиционного климата. Так что частью своего суверенитета Украине все-таки придется поделиться.