Аргументы Недели Петербург → Общество № 2(394) от 23.01.2014

Мы выбираем? Нас выбирают!

Как опыт предыдущих выборов может отразиться на дальнейшей жизни СЗФО

, 12:45

Социологи, политологи и философы уверены, что всякие политические выборы в отечестве тяготеют к поставленному специально обученными людьми шоу куда больше, чем к честной политической борьбе. Среднестатистический россиянин вряд ли уже хочет по доброй воле на что-то повлиять в ходе любых выборов.

По крайней мере к такой мысли приходишь, когда слушаешь экспертов, осведомлённых о политтехнологиях, применяемых нынче на российских просторах. Собственно, они самые всё сегодня и решают, благо отечественный капитализм научил сограждан в надежде на «быстроденьги» порой продавать себя за три копейки. Весьма благодатная почва для хитроумных политтехнологов, заботящихся нынче о великом множестве непарламентских партий…

Игроков прибыло, но…

По свидетельству Льва Коломыца, ведущего эксперта департамента аналитики и консалтинга рейтингового агентства «Эксперт РА», после известной либерализации законодательства, упростившей регистрацию политических партий, у нас их насчитывается уже 70, а в 2012 году было лишь 50. На чём должна основываться деятельность любой партии? Правильно, на её идеологии. Любопытно, что в основу оценки перспектив игроков на политическом поле России и возможностей их влияния на политическую картину 2013 года эксперты заложили гипотезу о том, что перспективы таких партий, как «Родина», «Гражданская платформа», «Гражданская сила», «Воля», «Партия зелёных» и прочих (всего исследовали 18 общественных организаций, отмеченных экспертами), зависят вовсе не от декларируемых ими идеологий, а от их прагматических и стратегических партийных установок. Для проверки гипотезы применялись не только анализ партийных программ и публикаций в СМИ, но и интервью с политиками и политологами, привлекались экспертные оценки и опросы.

Коломыца говорит, что политологи и социологи уверены, что по мере обострения политической и экономической ситуации в стране идеологическая составляющая в обществе может быть более востребована. Иными словами, когда нас с вами «клюёт жареный петух», сразу хочется попасть под крыло к кому-то с ясными и чёткими принципами… Эксперты ставят на «левые» партии, которые в случае массового недовольства населения имеют солидные преимущества. Следом за ними в лидеры могут выйти националистические партии, внутри которых, увы, нет согласия в силу разных основ – от имперского национализма до ксенофобного. Впрочем, пока «в Багдаде всё спокойно», можно не волноваться: победа «Единой России» на минувших выборах была почти безоговорочной.

И Акела может промахнуться

Но Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития,оценивая итоги прошедших в 2013 году выборов в 10 из 11 субъектов СЗФО (от выборов «отдыхал» только Санкт-Петербург), делает грустные выводы. По его мнению, особенностями прошлогодних выборов стало применение политтехнологий, направленных на снятие с выборов «опасных» кандидатов, а также искусственное снижение явки избирателей. Кстати, ряд СМИ отметил, что в снижении явки повинен не «картофельный фактор» (осенние выборы проходили 8 сентября), а исключительно политтехнологи, в определённых регионах Северо-Запада намеренно распространявшие информацию о том, что «всё и так решено, чего туда ходить». Свято место пусто не бывает, и взамен поддавшихся на уговоры «не ходить на выборы» к урнам партией власти были успешно приведены бюджетники, которых легко было мотивировать проголосовать «как надо». Когда на участок приходит всего несколько сот избирателей, утверждает Солонников (и приводит в качестве примера Архангельскую область, где при явке в 20% неизбежно побеждала ЕР, а при больших показателях явки – кандидаты от других партий), важен каждый десяток «правильных» голосов, приведённых за счёт, например, административного ресурса.

Однако даже при наличии проверенных технологий в 2013 году они дали сбой. Так, интересен проигрыш ЕР на выборах мэра Петрозаводска, города подхватившего почин «смены власти» в Екатеринбурге. Но в отличие от Урала, где, по словам Солонникова, Евгений Ройзман стартовал к победе «на белом коне», в Петрозаводске картина была иной: после снятия (при поддержке партии-спойлера) с выборов кандидатуры от партии «Яблоко» Эмилии Слабуновой независимый кандидат Галина Ширшина всего за две недели неожиданно для тех, кто «убрал» Слабунову, смогла-таки «собрать» электорат и при низкой явке населения на избирательные участки. При том, что по результатам выборов можно сказать, что ЕР обоснованно праздновала победу в подавляющем количестве округов СЗФО, произошёл и ещё один политтехнологический сбой. Как говорит Солонников, ложкой дёгтя в бочке мёда является уже само сокращение представительства ЕР, что для партии власти должно быть «звоночком». А в одном из моногородов Архангельской области и в Мончегорске Мурманской области, в которых всё руководство сосредоточено на определённых комбинатах, выборы выиграли вообще другие партии – «Родина» и «Российская партия пенсионеров за справедливость»! Хотя они и не оппозиционны, факты эти говорят, что крупные хозяйствующие субъекты способны вести свои политические игры и лишать центр возможности манипулирования своими городами. И тенденция эта может быть пролонгирована в наступившем году как в Санкт-Петербурге и Ленобласти, где ожидают перевыборы муниципальных властей, так и в трёх субъектах Федерации, где в наступившем году пройдут выборы губернаторов, – в Республике Коми, Ненецком округе и Псковской области.

Неутешительная картина

Так что результаты упомянутых уже исследований соответствуют действительности: партии продвигаются не столько за счёт своих идеологий, сколько за счёт политтехнологий, превращаясь из общественно активных, деятельных образований в «товары и услуги». Идеологии уже не владеют умами, социума, который скорее сам покупается на злободневные популистские лозунги вместо высоких идей, а посему партийное «строительство» явно смещается из центра в регионы. Имеют место, итожит Коломыц, и «дружба» партий с властью, и формирование «партий-франшиз», которые при удобном случае продаются за немалые деньги тем, кто нуждается в дополнительном электорате. Должно ли население доверять такому циничному политическому пространству – вопрос риторический, и прогноз на 2014 год эксперты дают неутешительный.

По данным «Агентства политических исследований», в 2014 году отсутствие в общественном сознании связи между реальной властью и политическими партиями будет усиливаться. Население-то у нас остаётся политически неграмотным, «неидейным» и осознавать, где его «разводят», а где надо правду чуять, даже не стремится. Молодёжь и та предпочитает проявлять свою активность вне политического поля. Доля сторонников классических идеологий в электорате составляет всего 15%, но в конечном итоге, как и у Золушкиной мачехи, всё решают связи, которые или есть у партии (и тогда она имеет влияние), или их нет (и тогда «купившиеся на фуфло» избиратели будут «в пролёте»). Если же партии постараются учесть нехватку у них идеологических подпорок, процент этот может возрасти, а электорат партий, которые толково смогут объяснить «кто и зачем», может и расшириться.… Ещё эксперты сетуют на нынешний недостаток харизматичных лидеров, способных увлечь за собой массы. И это тоже работает на пользу ЕР, имеющей, по словам Александра Карасёва, управляющего партнёра Агентства политических исследований,все признаки правящей партии – харизматичного лидера, доступ ко всем ресурсам, наличие идеологии, так или иначе покрывающей запросы всех представленных в Думе партий (геоэкономика либеральна, геополитика патриотична и несёт имперский окрас, культура консервативна и т.д.).

Кстати,Карасёвнапоминает, что в Древней Греции тех, кто не участвовал в общественной жизни, называли идиотами. В этом смысле в институциональной жизни (а, как известно, к ней относится всё – от семьи до профсоюза) идиотов становится всё больше. Но прослыть идиотом сегодня не хочет никто, отсюда и результат – накапливающаяся социальная энергия в поисках места применения перетекает в неинституциональные формы деятельности (в частности, Карасёв считает примером неинституционального выплеска Болотную площадь). Так, может быть, те, кто гордо именуют себя политиками, опомнятся и начнут завоёвывать массы зрелыми и понятными идеологиями, которые смогут направить сэкономленную социумом энергию на государственное благо?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram