Аргументы Недели Петербург → Общество № 1(393) от 16.01.2014

«Клад века»

Его оценили почти в 190 млн. рублей, но хозяина ему ещё не нашли

, 08:17

Уникальный клад, найденный в марте 2012 г. в Санкт-Петербурге в особняке Нарышкиных на улице Чайковского, 29, и уже названный «кладом века», оценён экспертами в 189 млн. 542 тыс. рублей.

Работали эксперты НП «Коллегия экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата», а сама экспертиза была организована АНО «ЭКОН» – Центром экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей. Это единственная организация, получившая государственную аккредитацию в сфере охраны культурного наследия и одобренная Министерством культуры России для проведения экспертизы клада Нарышкиных.

Эксперты – искусствоведы, специалисты по ювелирным изделиям – оценивали количественные и качественные характеристики предметов найденной коллекции – а по-другому клад и не назовёшь, проводили сравнительный анализ совершённых сделок на аналогичные предметы на крупнейших аукционах «Сотбис» и «Кристис».

На первом этапе работы клад был оценен на общую сумму в 42 млн. рублей. Далее эксперты начали учитывать то, что отличает его от аналогичных антикварных предметов. Это прежде всего – его уникальная целостность. Александр Гагарин, эксперт-оценщик, президент НП «Коллегия экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата», поясняет: «На подавляющем большинстве предметов нанесён герб семьи Нарышкиных, что позволяет, несмотря на большое количество разнородных элементов, рассматривать клад как единое целое, как коллекцию». В собрании представлены как европейские мастера-ювелиры высочайшего класса, так и российские. Найденная коллекция представляет собой своеобразный эталон с исторической точки зрения, так как даёт представление о вкусах аристократии той эпохи, демонстрирует взаимовлияние европейских и русских традиций не только в искусстве, но и в быту. С учётом всех этих характеристик стоимость клада и составила почти 190 млн. рублей.

Самыми дорогими в коллекции были признаны парные канделябры – 2 млн. 200 тыс. рублей, а наименьшая стоимость оказалась у частично беззубой расчёски – 500 рублей.

Эксперты, работавшие с кладом, в один голос говорят об уникальной ценности находки, кроме того, вспоминают подробности работы с предметами. Генеральный директор НП «Коллегия экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата» Галина Володкина рассказала, что из сосудов парфюмерного набора не выветрился и спустя десятилетия до сих пор ощущается аромат духов. А в чайниках остались чаинки.

Тщательно завёрнутые в старые газеты предметы, по замыслу хозяев, не должны были остаться в схроне надолго. Но история решила по-другому. Пока ещё рано говорить, где, в каком музее и на каких условиях будет демонстрироваться клад Нарышкиных в дальнейшем. Но практически все – эксперты-искусствоведы, музейщики – считают, что коллекцию надо сохранить в целости, показывать как единое собрание. Пока она экспонировалась в Стрельне – во Дворце конгрессов (Константиновском) и недолгое время отдельные предметы можно было увидеть во дворце в музее-заповеднике «Павловск».

Экспертная оценка клада – вовсе не конец истории с находкой века. Уникальность ситуации ещё и в том, что она вполне может стать серьёзным поводом для выработки нового, более современного механизма выплаты компенсаций за найденный клад. Как поясняет руководитель АНО «ЭКОН» Николай Васильев, нынешний механизм компенсаций в России фактически не работает, хотя ежегодно в стране находят от 100 до 150 кладов, конечно, не таких, как клад Нарышкиных. Но все эти находки уходят в тень. За последние более чем два десятилетия Васильев припомнил лишь два случая, когда клады были изъяты, так как правоохранители узнали о находках.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ 50% находки принадлежит государству, а другая половина – нашедшим клад и собственникам тех помещений или мест, где он был обнаружен. Раньше бы вопросов не возникло, но дом на улице Чайковского, где были обнаружены сокровища, принадлежит в долях государству, ГК «Интарсия» и частному лицу, а рабочие, нашедшие ценности, пытались его утаить, поэтому никаких прав на него не имеют, хотя и уголовное дело возбуждено не было. Как же в такой ситуации решить вопрос с выплатами? АНО «ЭКОН» по согласованию с ГК «Интарсия» подготовило письмо в Министерство культуры России с просьбой разъяснить дальнейшую ситуацию. Возможно, определение долей собственников решит суд. И только потом можно будет вести речь о выплатах.

Отдалённые потомки Нарышкиных, как пояснил заместитель генерального директора ГК «Интарсия» Александр Новиков, также не имеют прав на долю найденного клада – так как, оказывается, никто не отменял Постановление Совнаркома от 1922 года, в котором идёт речь том, что бывшие собственники, имущество которых перешло во владение трудящихся, не имеют права на его возврат.

Конечно, потомки Нарышкиных кладом интересовались – но не более чем другие люди, которым находка была интересна с чисто эстетической точки зрения. А вот неадекватные граждане, потрясая паспортами, где указана фамилия «Нарышкин», приходили в «Интарсию» и даже в Константиновский дворец, требуя доли.

Напомним, что клад Нарышкиных был найден случайно – при реставрационных работах в одном из дворовых флигелей особняка Нарышкиных там был обнаружен тайник. Реставрация особняка началась в сентябре 2011 года, генеральным подрядчиком выступила Группа компаний «Интарсия».

Специалисты Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области составили после обнаружения находки опись 2168 предметов клада: серебряных сервизов, кубков, предметов быта, орденов, медалей.

Клад – свидетель эпохи конца XIX и начала XX веков – дошел до нас в идеальнейшем состоянии, несмотря на 95 долгих лет, проведённых под землей. Эта заслуга, без сомнения, принадлежит тому, кто так хорошо упаковал ценности, вывезти которые с собой владельцы особняка не могли, и поэтому были вынуждены спрятать. Другая часть коллекции хранилась в специальных деревянных ящиках, в которых были предусмотрительно оставлены фартуки, пропитанные уксусом. Такой способ хранения позволил уберечь всё от окисления.

На предметах российской работы клейма лучших отечественных ювелиров второй половины XIX – начала XX века: Овчинников, Хлебников, братья Грачёвы. Среди коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в «русском стиле» Игната Сазикова. Филигранность работы, количество и разнообразие предметов и даже юмор – к примеру, на большой чаше и рюмочках выгравирована надпись «Загорелась душа от винного ковша» – служат наглядным примером высочайшего мастерства русских ювелиров. Самой малочисленной оказалась посуда с клеймами Фаберже – солонка и кубок, больше напоминающий по своим размерам рюмочку.

Коллекцию столового серебра дополняли французские ножи с перламутровыми и фарфоровыми расписными ручками, ящики с приборами. Также было найдено несколько боевых наград Российской империи: ордена Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира с мечами. Это высокие награды для штаб-офицерских чинов, то есть от чина подполковника. Кроме того, обнаружены медали «В память 300-летия царствования Дома Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года», которые вручались военнослужащим, а также сербская медаль и черногорский орден.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram