Приближающийся Новый год для всех нас по-прежнему остаётся самым ожидаемым календарным праздником. Нужно ли поддерживать связанные с ним традиции? Кто и насколько должен занимать ребёнка в подготовке торжества и в его праздновании? Где и как надо проводить предпраздничное время и каникулы? Существует ли Дед Мороз и надо ли его вызывать на дом?..
Из множества родительских вопросов мы выбрали всего четыре, а ответы на них корреспонденту «Аргументов недели» Екатерине Омецинской помогли получить известные петербуржцы.
Кому он нужен, этот Новый год?
Татьяна ЯНИЧЕВА, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ:
– Отмена перехода на зимнее время особенно заметна в Петербурге: как говорят остряки «Утром встал – ночь, пошёл на работу – ночь, во время обеда настало утро, а потом опять ночь до утра». Одно только и греет душу в беспросветной зимней тьме – ожидание Нового года. Ёлка, застолье, подарки – без них обходится редкий дом, но насколько новогодний праздник важен в воспитании ребёнка?
Мы живём в динамичное, сложное время информационных потоков, в которых и взрослым людям нелегко разобраться, что уж говорить о детях. А взросление и без того штука непростая: надо вписаться во взрослый мир, адаптироваться к его скоростям, бездушной прямоте, жестокости. Всё меньше вокруг стабильности, а свободы, предполагающей личную ответственность, воспитанную далеко не в каждом, становится всё больше... Любые традиции и ритуалы вносят долю определённости, ведь традиция – это то, что повторяется, то, что точно случится, то, что обязательно оправдает ожидания, привнесёт в жизнь позитив.
Новый год – безусловный праздник для всех людей вне возраста и принадлежности к государствам и народам, религиям и культурам. Он сопряжён с радостью и общим весельем, это семейное торжество, что важно в наше время, когда дети стремятся как можно раньше отделиться от родителей. Новый год ещё способен объединять семьи: даже от очень занятых людей накануне можно слышать, что Новый год они ОБЯЗАТЕЛЬНО будут встречать в кругу семьи. При всех внутрисемейных противоречиях, при разнице взглядов на жизнь это единство праздника даёт ощущение тыла, ощущение общности, единства и уверенности в близких. Мы знаем, что мы ДОЛЖНЫ собраться вместе, и хотя опять будут «та же ёлка, тот же салат оливье, и то же шампанское», ощущение праздничной новизны и стабильности творит с нами чудеса. И этот островок уверенности даёт детям особенное, глубочайшее чувство безопасности. Отсутствие такой защищённости – прямой путь к нервным срывам, деформации личности, социальной патологии.
Зачем надо готовиться?
Константин ТХОСТОВ, директор петербургского лицея №369:
– Задействуйте ребёнка в подготовке праздника: пусть озаботится подарками друзьям и близким, поучаствует в приготовлении блюд, пусть стихи, стоя на табуретке, почитает (сколько великих людей, между прочим, с огромной благодарностью потом эту табуретку вспоминали!). Подскажите ребёнку возможные виды подарков и формы поздравлений, ведь у каждого из членов семьи есть свои предпочтения – «ключики», которыми душа так легко открывается навстречу празднику.
В силу непростой эпохи мы стали гораздо меньше времени в будни и в выходные проводить с детьми: их домом зачастую становится школа, где они проводят учебные часы, плавно переходящие в продлёнку. И образовательные учреждения сегодня тоже должны как можно больше времени уделять психологическому комфорту ребёнка, не жалея сил и средств для того, чтобы Новый год становился запоминающимся домашним праздником и в стенах школы или детского сада. Пусть педагоги вовлекают ребёнка в любую подготовительную деятельность, давая ему понять, что он нужен обществу, востребован им, является его главным элементом, и от того, насколько ребёнок готов внести в это общество позитивные изменения, настолько связано с ним будущее этого общества. Поделки, игрушки, украшения, сделанные руками ребёнка, будут не один год радовать учителей и родителей, эти вещи (даже самые несуразные) никогда не будут восприняты ими с усмешкой…
Чем больше мы будем вовлекать ребёнка в совместную подготовку таких праздников, чем больше мы будем учить его проявлять заботу и внимание по отношению к близким и родным людям, тем чище, правильнее и лучше будет его воспитание. Так традиционно воспитывали в петербургских, ленинградских семьях.
Что должно входить в каникулярную афишу?
Татьяна ЧЕРНОВА, заместитель директора по работе со зрителями детского музыкального театра «Зазеркалье»:
– В отличие от Москвы, где, как всем известно, многие 31 декабря ходят с друзьями в баню, в Петербурге в этот день ходят в учреждения культуры. Причём уже дней за десять до наступления Нового года невозможно купить билеты в музыкальный или драматический театр, в филармонию или оперную студию консерватории. Это одна из новогодних традиций, которую поддерживают многие театры: 31 декабря они специально начинают спектакли и концерты не в 19, а в 18 часов, чтобы люди смогли вернуться домой к праздничным столам до наступления полуночи и вовремя встретить Новый год.
И пусть кому-то кажется, что женщины в это время должны строгать компоненты салата оливье или украшать бумажным кружевом и зеленью буженину: для петербуржцев факт культпохода в последний день года является не менее важной составляющей частью праздника, чем сытное меню.
Одни предпочитают в этот вечер строгую классику, другие – авангард, кто-то отправляется в театр только взрослым составом, а кто-то старается вывести детей на новогодние концерты. И главным здесь является не столько приобщение малышни к культурному наследию, сколько именно семейная традиция, сопряжённая с лучшим праздником в году, который должен приносить только радостные эмоции. А на каникулах обязательно сходите с детьми на прогулку: если повезёт с погодой, возьмите санки или лыжи; если небеса на снег так и не расщедрятся, в городе полно рождественских выставок, среди которых есть и экспозиции, напрямую связанные с историей празднования Нового года. Так вы дадите ребёнку понять, что традиция – не «каторга» и не «дикость», изобретённая только в вашей семье, а вещь историческая, общая.
Верить или не верить?
Анастасия МЕЛЬНИКОВА, актриса и депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
– То, что дети, находящиеся в «возрасте всемогущества» (так психоаналитики именуют возраст от 4 до 6 лет) верят во всевозможные чудеса, включая Деда Мороза, вещь вполне естественная. А нужно ли поддерживать эту веру у школьника, который уже лет в 7–8 запросто может заявить: «Да что вы, родители, мне голову морочите? Нет никакого Деда Мороза, мне Петька сказал…»
Один хороший взрослый человек на вопрос «Должны ли дети верить в Деда Мороза?» всегда отвечает: «А разве он не существует?». И это очень правильный ответ, потому что трезво смотреть на жизнь – это одно, а уметь делать чудеса своими руками – совсем другое.
К самодельным чудесам можно отнести не только актёрское перевоплощение папы или дедушки в Деда Мороза, но и молчаливую договорённость всех членов семьи насчёт веры в этот обязательный атрибут главного зимнего праздника. Пусть это будет семейной игрой, согласно правилам которой, веришь ты или не веришь в Деда Мороза, мы все ждём подарков именно от него, мы пишем письма ему или подписываем его именем письма своим домашним.
Научить этому ребёнка фактически означает выписать гарантийный талон на счастливое детство своим внукам. Ведь как мы относимся к кому-то, так и он отнесётся к другим, так что давайте в Деда Мороза верить. Может быть, и он тогда поверит в нас?