Необычный экспонат появился недавно в Камчатском краевом художественном музее – древнее облачение эвенского шамана. Более 150 лет переходя по наследству, эта одежда служила своим непростым хозяевам.
Имя эвенского шамана Буринча старики села Хаилино Олюторского района передают из уст в уста, – Белый Камень (так переводится его имя) считался сильным шаманом! Его обрядовые одежды шились с особым тщанием: старинную кожаную шапку украшает вышивка подшейным волосом оленя – это высшее мастерство! Никто уже не помнит, кому доверял Буринча кроить свой чёрно-белый халат, чьи руки держали древнюю иглу, которой сшивались куски ткани и кожи. Никто не знает, откуда на шаманской шапке появился металлический бубенчик с изображением монгольской лошади и кто сделал металлическую ручку для бубна. Никто и не посмел бы спросить об этом Белого Камня – шаман даётся народу свыше, знания свои передаёт только посвящённым, и горе тому, кто посмеет в этом усомниться!
Почти полтора столетия обрядовое облачение шамана Буринча переходило к его наследникам: в этом распашном халате, в этих наножниках, под звуки этого бубна разговаривали с духамиего сын по имени Эмен, его внук Кирик и правнуки Мейны и Мачем. Они знали, у кого надо спрашивать имя новорождённого, как вылечить заболевшего, совершали похоронный обряд и наставляли сородичей в малых и больших делах… После правнуков культовый костюм шамана Буринча достался его праправнуку Фёдору Мирхини (второе имя – Кимельхут). У Фёдора, родившегося при советской власти (1940 год), облачение прапрадеда долгое время лежало без дела, – нельзя надевать на себя обрядовые одежды предка, если ты не знаешь, что с ними делать (а в советское время и не знали уже…). Фёдор и не пробовал надевать. Собирались отдать халат и шапки предка прапраправнуку шамана Виктору Горнани, но и ему культовая одежда оказалась без надобности. Хранили, потому что положено такие вещи хранить как наследство.
В XXI веке Фёдор Мирхини тяжело заболел. Жена его Людмила в отчаянии решила избавиться от шаманского наследства – считалось, что хозяина настигла болезнь из-за хранения этих вещей. Даже мелькнула мысль сжечь культовый костюм вместе с бубном!
Уникальную вещь спасли музейщики: будучи в этнографической экспедиции, они увидели костюм шамана Буринча и упросили стариков не сжигать его, а продать краевому художественному музею. Главный аргумент хранителей древностей: люди обязательно должны видеть, как выглядел настоящий костюм шамана, – сейчас это такая редкость! Сожжём – и лишимся ещё одной странички в истории камчатских аборигенов.
Людмила Мирхини всё-таки решилась продать обрядовую одежду в музей. К сожалению, Фёдор Мирхини об этом уже не узнал: в начале этого года он ушёл к верхним людям, так и не одолев свою болезнь.
А культовая одежда отправилась в Петропавловск-Камчатский. В краевом центре новая хранительница одежд умудрилась легкомысленно примерить их на себя. Она слегла в тот же день: сначала с воспалением лёгких, а потом и вовсе попала в больницу с диагнозом «злокачественная опухоль»… Однако, как только костюм из её квартиры перекочевал в витрину музея, болезни отступили, страшный диагноз сняли, жизнь стала налаживаться… О других недавних трагических обстоятельствах постигших тех, кто прикасался к этому непростому костюму рассказывать не стану по просьбе участников событий.
В музее скептики с недоверием смотрели на старые кожаные одежды, уважая в них лишь древность и мастерство изготовителя. Однако искусствовед Антонина Черкашина, прежде чем заниматься изучением раритета, провела обряд, который ограждал её от воздействия потусторонних сил, и рекомендовала сделать то же самое всем сотрудникам… Облачение шамана Буринча сфотографировали и заключили в стеклянную витрину, строго наказав коллективу без дела к экспонату не прикасаться…
До сих пор нет ответа, почему на самом севере Камчатки такое невероятное смешение культур. Например, в Олюторском районе жители легко понимают эвенский, корякский и чукотский языки, и даже в одежде – невероятная смесь: корякская кухлянка может иметь эвенский элемент – «фартук» с вышитым на нём «календарём». Древняя одежда аборигенов – ключ к отгадке. Специалисты оценивают возраст костюма шамана Буринча в 160 лет, более точно возраст экспоната установят с помощью углеводородного анализа. До 14 декабря культовая одежда повисит на открытой недавно выставке «Содружество традиций». Там раритет можно рассмотреть, однако задерживаться у этой витрины не советую. Вокруг ещё 600 экспонатов (более безопасных) – свидетелей жизни аборигенов полуострова, которым стоит уделить внимание.