Аргументы Недели → Общество № 44(386) от 14.11.2013

Скандал с русским балетом докатился до родины президента

, 16:47 , Заместитель Главного редактора

Ещё недавно казалось, что постоянные разборки вокруг нашего балета уже закончились и ситуация успокаивается. Но недолго музыка играла. В самом конце октября Николай Цискаридзе был назначен и.о. ректора Академии русского балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге. Разразился невиданный скандал. Ещё немного – и по своему накалу он достигнет событий, разворачивающихся вокруг пресловутой «реформы» Академии наук.

К тому же так совпало, что на прошлой неделе своего пика достиг и судебный процесс над подозреваемыми в нападении на худрука балета Большого театра Сергея Филина. Он лично явился в Мещанский суд и дал там показания.

Атака лёгкой кавалерии

Мало кто ожидал, что назначение г-на Цискаридзе вызовет такую бурю страстей, которую многие уже сравнивают с военными действиями. Дело в том, что Вагановка все последние годы жила тихо-мирно, исправно поставляя в лучшие театры страны и мира великолепных мастеров балета. Ничто не предвещало грома с молниями. Видимо, из-за этого министр культуры и доктор исторических наук В. Мединский потерял бдительность и без разведки и подготовки предпринял лихой кавалерийский наскок на лучшую балетную школу страны.

Сейчас понятно – это хуже, чем ошибка. Получился ремейк знаменитой атаки английской лёгкой кавалерии под Севастополем. Историк должен был про это помнить. Почти 160 лет назад, так же как и сейчас, в самом конце октября (бывают же совпадения!), русская картечь за 20 минут лишила её величество королеву Викторию половины элитных всадников. В наши дни под «картечью» протестов тоже пала половина пришельцев: первой пострадала ни в чём не виноватая звезда Ульяна Лопаткина. Не просчитав последствий, её назначили руководить академией в связке с Н. Цискаридзе.

Лопаткина должна была заменить действующего худрука – знаменитую балерину Алтынай Асылмуратову. Однако из-за шквала протестов всё пришлось переиграть. В результате с А. Асылмуратовой был продлён договор, а У. Лопаткина оказалась в неприятной ситуации. Получилось, что её просто использовали для прикрытия Н. Цискаридзе. По данным «АН», многие в Питере переживают за блестящую балерину – с ней так обходиться было нельзя.

К тому же своими непродуманными действиями министр подставил и высшее руководство страны, без санкции которого, как уверены эксперты, вряд ли бы он решился на такие назначения. На защиту родной академии встали преподаватели и работающие по всему миру звёзды русского балета. Скандал вышел на международный уровень. Против действий чиновников высказалась, пожалуй, самая известная из танцующих сейчас выпускниц Вагановки – Диана Вишнёва. И даже Анастасия Волочкова,все последние годы на пару с Н. Цискаридзе громившая Большой, в этот раз встала на сторону родного учебного заведения. Поддержали своих питерских коллег и некоторые артисты Большого театра. Среди них и звезда – американец Дэвид Холберг. На днях он опять поразил многих специалистов исполнением главной партии на премьере очень красивого и сложного балета «Марко Спада».

Так что первая атака захлебнулась: Суворова из Мединского не получилось.

Московская байда

Впрочем, когда из-за скандального назначения Н. Цискаридзе уже разразилась настоящая буря, появились сообщения о том, что решение было принято давно. Действительно, косвенные подтверждения этому были видны всем, кто внимательно следит за нашим балетом. Ещё в середине октября, находясь на гастролях в Донецке, г-н Цискаридзе жаловался украинским журналистам, как тяжело ему жить в столице России: «Ну не работает у нас центр Москвы! Я живу в таком месте, где всё время перекрывают дороги. То велосипедисты, то бегуны, то огонь несут, то ещё какую-то байду устраивают».

Да и вообще, мол, пресса достала: «Я когда читаю, думаю: встретил бы автора – набил бы ему морду». Словом, обстановка в городе, где тебя все хорошо знают, нервная и невыносимая. И как тут не переехать в другое место. И вот когда олимпийский огонь (т.е. «какая-то байда») отправился на космической ракете на околоземную орбиту, г-н Цискаридзе появился в Санкт-Петербурге.

Встреча на высшем уровне

С тех пор прошло уже почти три недели, но балетный Питер не удаётся успокоить до сих пор. Оказалось, что Николая хорошо знают и там. Ситуация зашла так далеко, что Владимир Путин неожиданно для многих наблюдателей и экспертов публично обратил внимание на балет. Ранее он делал это чрезвычайно редко и совсем уж в исключительных случаях.

На прошлой неделе президент принял директора Большого театра Владимира Урина. В открытой части встречи в присутствии прессы В. Урин заверил В. Путина, что с балетом на главной сцене страны у нас всё в порядке. Недавно прошли триумфальные гастроли в Лондоне, и, стало быть, искусство танца находится в «надёжных ногах». Это обнадёживает. Однако о чём вёлся разговор за закрытыми дверями, неизвестно – никаких комментариев по этому поводу никто не давал.

Так что судить о встрече на высшем театральном и политическом уровне можно только по косвенным признакам. Главным итогом является… отсутствие итогов. Не было предпринято никаких явных действий в пользу любой стороны балетного конфликта. Это может быть истолковано однозначно в пользу г-на Цискаридзе. Несмотря на письмо артистов и педагогов академии президенту, он так и остался и.о. ректора академии.

По последним данным, его судьба будет решена на выборах, в которых примут участие и альтернативные кандидаты, если, конечно, они пройдут многочисленные министерские фильтры. Точная дата выборов пока неясна. Скорее всего, их перенесут на следующий год: это выгодно кандидату от власти.

Мортиры бьют по балету

В самом конце прошлой недели стало понятно, что предвыборная кампания началась. Само собой, с нового скандала. На государственном ТВ вдруг появились репортажи, в которых бывшего ректора Вагановки Веру Дорофееву обвинили в больших злоупотреблениях. Глядя на эти сюжеты, порой кажется, что сейчас главными коррупционерами страны являются не А. Сердюков с Е. Васильевой, а бывшие руководители и педагоги Академии балета. Так что власти после разгрома лёгкой кавалерии подтянули тяжёлые пушки. А ведь после увольнения В. Дорофеевой министр В. Мединский, наоборот, обещал ей государственную награду.

Скорее всего, дело в том, что, по словам авторов «теленаезда», экс-ректор якобы возглавила оппозицию Николаю Цискаридзе. Поэтому людям и намекают, что лучше бы заткнуться. Впрочем, академия переживала и не такое. Та же Агриппина Ваганова, имя которой сейчас носит это учебное заведение, в 1937 году в результате доносов была уволена с должности художественного руководителя Кировского театра. Тем не менее ей повезло: могли бы дать десять лет без права переписки. Примерно такие же методы используют и сейчас. История сделала очередной виток.

Оптимистическая трагедия

Тем не менее хочется успокоить всех, кто считает, что в результате новых назначений русский балет погибнет. В краткосрочной и среднесрочной перспективах с нашим балетом ничего плохого не случится. Сразу-то всё не переломаешь. На это просто не хватит нужных кадров, а один народный артист с «реформой» всех учреждений не справится. Так что если «умрёт» Вагановка, то останется Большой. Если «умрёт» Большой, то останется Вагановка. К тому же ещё есть Мариинка и не любимая и критикуемая многими питерцами Московская государственная академия хореографии (МГАХ). Вот такая современная «оптимистическая трагедия».

Впрочем, даже в такой ситуации В. Мединский пугает. Видимо, для упрощения «реформ» он заявил, что Цискаридзе сможет объединить две российские школы балета. Остряки тут же вспомнили знаменитую шутку: «В целях дальнейшего укрепления советского театрального искусства объединить Малый и Художественный театры в единый Государственный Академический Малохудожественный театр».

Так что, может быть, всё у «реформаторов» и получится. Доломал же нашу экономику бывший министр финансов А. Кудрин, который только усилил её сырьевую зависимость. Хорошо поработал и А. Чубайс, разваливший единую энергетическую систему России. Непонятно только, почему президент держит всех этих людей возле себя?

Приговор по делу Сергея Филина почти ясен

На фоне сумрачных перспектив Вагановки в деле Сергея Филина появилось больше ясности. Обвиняемый в организации нападения солист Большого театра Павел Дмитриченко постоянно обещал обнародовать в ходе судебного процесса какой-то страшный компромат на худрука. Якобы тот присваивал деньги, да и вообще продвигал известных балерин только через свою постель.

Тут, конечно, можно вспомнить исторический анекдот про И. Сталина. Как-то один из доносчиков настучал ему о многочисленных любовницах К. Рокоссовского. «Что делать будем?» – закончил он свою кляузу. «Что делать будем? – прищурился Сталин. – Завидовать будем товарищу Рокоссовскому!» Однако, как выяснилось в ходе слушаний, в нашем случае завидовать С. Филину не получится.

В ожидании его показаний журналисты начали занимать очередь в зал суда ещё с утра. Из-за огромного количества желающих им приходилось прорываться туда буквально с боем. Те, кому это удалось, слышали раздающиеся из коридора вопли неудачников. Однако быстро выяснилось, что счастливцы радовались напрасно. С. Филин быстро опроверг все слухи, а П. Дмитриченко не задал пострадавшему ни одного интересного вопроса, не привёл ни одного важного факта. Получился полный пшик. У специалистов даже сложилось ощущение, что его адвокаты работают только над одним вопросом: не допустить расширения списка обвиняемых.

Всё свелось к перетиранию каких-то малозначительных конфликтов, которых не хватит для описания даже одного дня жизни редакции любой газеты. Впрочем, была и театральная специфика. Как-то раз П. Дмитриченко явился в кабинет начальника для разборок прямо с репетиции балета «Спартак» в красном гладиаторском плаще и с бутафорским мечом в руках. В итоге судья отказалась приобщить вопросы обвиняемого к делу.

В результате многим экспертам стало ясно, что слушания не затянутся слишком надолго. Похоже, никаких новых имён так и не всплывёт. К тому же П. Дмитриченко уже не отрицает своей причастности к нападению. Об этом он сам прямо рассказал телеканалу НТВ, попутно нелепо пытаясь очернить С. Филина. Очень глупо. Неужели опять адвокаты посоветовали?

Поэтому специалисты уже делают прогнозы о сроках приговора. Скорее всего, исполнитель преступления Ю. Заруцкий получит максимум – 12 лет. Деяния П. Дмитриченко потянут на «десяточку». Впрочем, всем хорошо известно, что наш суд – самый гуманный суд в мире. Сроки могут быть несколько уменьшены. Из-за этого и идёт сейчас подковёрная борьба и раздуваются слухи вокруг пострадавшего С. Филина.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram