Выборгская таможня на Северо-Западе России занимает, пожалуй, особое место. Здесь осуществляетcя контроль за перемещением товаров практически всеми видами транспорта, за исключением авиационного, а в её структуру входит 10 таможенных постов. Выборгские таможенники несут службу и в морском порту, на железной дороге и на нескольких международных автомобильных пунктах пропуска. На одном из них — «Брусничном» — в канун профессионального праздника таможенников побывал наш корреспондент.
На этом таможенном посту, расположенном в нескольких сотнях метров от Сайменского канала, лежит нынче гигантская нагрузка. Даже в рабочие дни недели при подъезде к нему выстраивается огромная очередь из автомобилей, а уж о выходных и праздничных днях и вовсе говорить не приходится. Одних только автотуристов за сутки в обоих направлениях границу пересекает около 18 000! И это при том, что рассчитан он всего на 6000 человек в сутки! В 2009 году здесь границу пересекло 1 700 000 человек, а уже в прошлом году — 3 200 000. Итоговая цифра 2013 года ожидается ещё более внушительной.
Как избежать коллапса?
И хотя встретились мы с сотрудниками поста в канун их профессионального праздника, когда принято говорить о достигнутых успехах и лучших людях, разговор всё же начался с того, что на самом деле больше всего тревожит таможенников «Брусничного». Прошлогодние 3 200 000 автотуристов и нынешний бум поездок россиян в Финляндию приводит к простой мысли о том, что необходимо срочно принимать какие-то решения, тем более что Финляндия уже уведомила российскую сторону, что она начала расширение своего пункта пропуска Нуйямаа и завершит его реконструкцию к маю будущего года. А это значит, что финны смогут спокойно пропускать через границу до 40 000 человек в сутки! Казалось бы, Росграница должна была бы озаботиться экстренным расширением «Брусничного», чтобы избежать на этом направлении грядущего в самое ближайшее время коллапса. Но тем временем было принято решение о реконструкции другого пункта пропуска — «Торфяновки», через который лежит трасса на Хельсинки. Хотя транспортный поток через «Брусничное» гораздо больше. Но реконструкция там уже начинается. «Торфяновкой» пользуются преимущественно транзитные пассажиры, и положение там просто несопоставимо с тем, что сейчас назревает на МАПП «Брусничное». Но в Москве почему-то придерживаются иного мнения. Поэтому перспективы у сотен тысяч россиян быстро пересечь границу на этом направлении тают буквально на глазах. Не исключено, что уже летом попасть в Лаппеенранту будет проще через… Карелию.
Услышит ли Росграница таможню?
В «Брусничном» нам довелось застать сразу двух руководителей этого поста. Теперь уже бывший начальник поста Петр Валентинович Иванов, уходящий, как говорится, на повышение, передавал дела своему преемнику и вчерашнему заместителю Андрею Александровичу Александрову.
— Мы, конечно же, видим, — говорит Петр Валентинович Иванов, — как раздражены от огромных очередей пересекающие границу люди. Но вряд ли они знают, что мы работаем буквально на пределе возможного. Непосвящённому человеку может показаться, что стоит, например, вырубить стоящий слева от нашего МАПП лес и построить на его месте десяток новых модулей, как проблема тут же разрешится. Но мало кто знает, что лес этот стоит на гигантских скалах, а начать взрывные работы в менее чем трёх километрах от Финляндии — значит просто закрыть «Брусничное». Единственный выход, и мы его озвучивали руководству Росграницы, — это расширение поста с правой стороны за счёт автомобильной дороги для большегрузов. Но сегодня эта территория, согласно межправительственному соглашению, арендована Финляндией для эксплуатации Сайменского канала. Для решения этого вопроса нужно инициировать пересмотр этого соглашения между нашей страной и Финляндией.
— Финны, — добавляет Андрей Александрович Александров, — скорее всего, с пониманием отнесутся к такому решению вопроса, ведь они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы как можно больше россиян посещало их страну. Смотрите, сегодня вдоль границы они создают новую большую инфраструктуру, рассчитанную исключительно на русских туристов: спаотели, огромные супермаркеты, новые коттеджи на берегу озёр… Они активно строят и продают недвижимость. Поэтому россияне всё охотнее едут в Финляндию, причём, теперь уже не только из Санкт-Петербурга и городов Ленинградской области. Поэтому промедление с реконструкцией «Брусничного» чревато большими проблемами.
Таможенники, похоже, правы. Трудно представить, что руководство Росграницы не понимает сложившейся ситуации на берегу Сайменского канала. Финны же начавшейся реконструкцией буквально загоняют нас в тупик. Но, кажется, решение этого вопроса — дело будущего. Пока же таможенникам «Брусничного» придётся изыскивать внутренние резервы. Увы, но их становится все меньше и меньше.