Даже тот, кто никогда не читал Жития святых, уверенно соединяет редкое нынче женское имя Параскева с последним на неделе рабочим днём. А ведь так и есть: христианская великомученица названа была в честь пятницы.
«Параскевгиа» в переводе с греческого – «приготовление», «канун праздника». Имеется в виду иудейское приготовление к субботе – седьмому дню, в который, по заветам, Господь решил передохнуть после шестидневных трудов по созданию нашего мира.
События относят в начало III века. Посвятившую себя Богу в память о дне своего рождения Параскеву жестоко убивают язычники. Вероятно, факт искренней жертвенности позволил украинкам и белорускам именно данную святую почитать как охранительницу женских традиций и «бабью заступницу».
А поскольку пятый день недели на Руси был базарным, то у русских Параскева, помимо непосредственной ответственности за семейное благополучие, стала ещё и покровительницей деревенской торговли, а заодно и сельских свадеб, которые тоже чаще всего справляли именно в пятницу.
Логично и, казалось бы, неласковое прозвище (уж, конечно, праздника, а не святой) – Параскева Грязнуха. День поминовения великомученицы – 27 октября (или 14 октября по старому стилю) – приходится на самую безнадёжно сырую и слякотную пору в наших широтах. «На Грязнуху не бывает сухо», – говорили в народе. А по количеству грязи судили о том, как скоро наступит зима. Если распутица столь велика, что отпечаток лошадиного копыта тут же заливается водой, значит, до зимы осталось четыре недели. Кроме того, по приметам большая грязь сулила обилие дождей весной.
Однако, справедливости ради, стоит отметить: нелицеприятный эпитет достался не только святому дню, но всему серединному осеннему месяцу. За хмурое небо да обилие дождей октябрь наши пращуры звали не иначе как грязником.