На минувшей неделе правительство в основном одобрило Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». «НА» побеседовал с одним из разработчиков ФЦП – министром регионального развития РФ Игорем СЛЮНЯЕВЫМ.
- Игорь Николаевич, почему ФЦП так долго не могла «родиться»?
– Поручение подготовить проект ФЦП президент России Владимир Владимирович Путин дал правительству во время заседания Совета по межнациональным отношениям в Саранске 24 августа 2012 года. Соответственно, до разработки концепции этой программы прошёл сравнительно небольшой период времени. Это очень сложный документ, главная цель которого – решение задач, направленных на укрепление единства многонационального народа России.
– Многие говорили, что такой сложный путь Федеральной целевой программы связан с тем, что никак не могли найти денег на национальную политику. Напомню, что в 2011 году чуть ли не последним своим распоряжением тогдашний министр финансов Кудрин просто обнулил строчку «Национальная политика» в бюджете страны. И вот уже два года ситуация не меняется. Почему именно на национальную политику не могут найти средств?
– «Золотое правило» финансистов – денег много не бывает. Нам за последние два года удалось принять целый ряд концептуальных документов, которые в принципе убедили финансовые власти страны в необходимости федеральной целевой программы по межнациональной тематике. Да и поручение главы государства возникло не на пустом месте. В частности, 19 декабря президент подписал Указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Это важнейший документ. В рамках его подготовки мы провели множество консультаций с общественными организациями, институтами гражданского общества, национально-культурными автономиями, обеими палатами парламента. Конечно, наши желания были совершенно иными, в итоговый документ вошло 2/3 запланированных мероприятий (82 вместо 121). Но и это не так уж и мало. Замечу, что всем федеральным органам исполнительной власти приходится сейчас бороться за каждый бюджетный рубль. Программа структурирована по разделам, среди наиболее важных из них – поддержка общественных инициатив, проведение информационных кампаний, потому что нельзя недооценивать роль СМИ в вопросе укрепления российской нации. Федеральная целевая программа имеет три основных источника финансирования: федеральный и региональный бюджеты РФ, средства из внебюджетных источников.
– Что имеется в виду под внебюджетными источниками? Ведь не секрет, что бизнес неохотно вкладывается в этнические проекты…
– В большинстве субъектов РФ действуют собственные межнациональные программы. Проводятся выставки, форумы, фестивали, конкурсы, в том числе конкурсы для СМИ. Хочу сказать, что традиции благотворительности и меценатства по-прежнему характерны для нашей страны: бизнес-сообщество активно реагирует на призывы региональных и местных властей. Очень часто в качестве источников финансирования выступают внебюджетные средства. Конечно, и государство принимает участие: есть система грантовой поддержки, часть мероприятий финансируется по линии федерального или регионального бюджета, но и общество в этом направлении чрезвычайно активно.
– Вы сказали, что бизнес реагирует на призывы власти. Означает ли это, что с меценатами нужно работать в этом направлении, объяснять, в чём заключается их ответственность перед обществом?
– Да, я считаю, что с бизнесом надо работать постоянно. Именно на это и нацелена программа: не только средства из бюджетных систем, но и привлечение бизнес-сообщества к участию в мероприятиях и проектах межнационального характера. Это ещё и элемент воспитания терпимого, уважительного отношения друг к другу.
– На Министерство регионального развития возложено очень много функций. Некоторые считают, что в этой «многозадачности» Минрегиона – одна из причин проблем с национальной политикой. Ведь нельзя объять необъятное…
– Если честно, то мы действительно отвечаем за многое: ЖКХ, градостроительная деятельность, жилищная политика, приграничное сотрудничество, межнациональные отношения. Но при этом надо понимать, что Министерство регионального развития – это не единственный орган исполнительной власти. Нашу работу дополняет и зачастую компенсирует власть законодательная и судебная. Большинство правовых актов, в том числе федеральных законов, разрабатываются с участием других федеральных органов. К тому же есть жёсткая специализация в рамках министерства: за вопросы коммунального хозяйства и вопросы межнациональных отношений отвечают разные подразделения и люди. А уровень квалификации наших специалистов очень высокий. Обратите внимание, что и план по реализации Стратегии межнациональных отношений, и проект ФЦП получили высокую оценку экспертного сообщества. Хотел бы поблагодарить своих коллег, которые работали над документами.
– «НА» искренне присоединяется к добрым словам в адрес Минрегиона за разработку ФЦП! Недавно в вашем ведомстве прошла реструктуризация, появилось такое подразделение, как Госстрой. Нет ли аналогичных планов по выводу в отдельную структуру департамента, отвечающего за национальную политику?
– Система управления должна быть устойчивой, а существующей системе федеральных органов исполнительной власти чуть больше года. Нет смысла постоянно проводить реструктуризацию. Необходимость выделения Госстроя внутри Минрегиона была очевидна. Мы жёстко разграничили функции. Законопроектная и нормативно-техническая работа, бюджетное планирование – полномочия Минрегиона. Реализация программ, работа на конкретных объектах и мероприятиях – функции Госстроя. Вполне может быть, что в перспективе возникнет и Агентство по межнациональным отношениям. Но нужно, чтобы полномочия этой структуры были подкреплены деньгами. Пока такой возможности нет.
– На ФЦП по укреплению единства российской нации вместо запрашиваемых 38 миллиардов выделено всего 4,5 – до 2025 года. Тогда как, к примеру, бюджетное финансирование Большого театра составляет 4 миллиарда в год…
– Сколько смогли обосновать, столько и получили. К тому же не стоит думать, что если есть деньги, то всё в одну минуту поменяется. Одна из задач программы – шаг за шагом воспитывать людей, строить общество взаимного уважения и терпения. Теперь у нас есть механизм, и это в данный момент главное. Мы, наконец, прошли путь от стратегии до программы, и, конечно, по мере увеличения дохода, мероприятия и объекты будут финансироваться более активно. Ведь у нас появился эффективный инструмент.