События на Матвеевском рынке в Москве, где во время задержания педофила из Дагестана был тяжело ранен оперативник, и последующая зачистка столичных рынков взбудоражили общество. Однако массовые задержания и масштабные проверки паспортного режима гостей столицы были скорее исключением, чем правилом.
Большинство приезжих из северокавказских республик после совершения тяжкого преступления на европейской территории России благополучно уезжают на малую родину.
«Практически сразу, ещё до объявления в розыск, они с помощью диаспоры выезжают домой. Зачастую по чужим паспортам. Или на машине родственников. А там прячутся у какой-нибудь двоюродной тёти. Остаются в больших городах только те, кто полностью уверен в своей безнаказанности, в основном это наши же, так сказать, коллеги – сотрудники полиции, находящиеся здесь в служебной командировке. Например, постоянно отличается охрана руководителя одной из республик», – рассказал «АН» высокопоставленный офицер Главного управления уголовного розыска МВД России.
По его словам, «если подозреваемый успел уехать домой, то найти и доставить его, например, в Москву или Санкт-Петербург практически нереально. Местные сотрудники, даже точно зная, где он находится, шлют отписки, что «по месту регистрации данное лицо не проживает». Через несколько лет даже самое громкое уголовное дело затухает, и преступник спокойно возвращается сюда».
Как считает оперативник, «сегодняшние массовые зачистки рынков связаны с тем, что министр реально взбесился из-за ранения сотрудника. И до всех низовых подразделений довели его указания – зачистить до основания и как можно жёстче… Но это, вероятно, будет разовая акция, без продолжения. Слишком сильны связи местных начальников отделов полиции и руководства рынков». По сути – это одно целое.