Июль выдался в этом году чрезвычайно жарким не только по погодным условиям, но и по накалу межнациональных страстей. До сих пор на слуху волнения в Пугачёве, поводом для которых послужила гибель демобилизованного десантника после конфликта с подростком. У последнего зачем-то был при себе скальпель, а катализатором стала этничность двух повздоривших россиян – один был русско-татарского происхождения, а другой чеченского. Словно нарочно произошла эта трагедия в те дни, когда в столице работали над последними поправками в очень важный документ, который, без сомнения, повлияет на межнациональные отношения в нашей стране в ближайшее десятилетие. Давайте посмотрим, что же осталось в тени так широко освещаемых пугачёвских народных сходов.
Многострадальная ФЦП
Если кто не знает, то эти три буквы обозначают «федеральную целевую программу». И в данном случае речь идёт о ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Идея её не один год зрела в недрах департамента Минрегиона, отвечающего за межнациональные отношения. Грезили ею в последнее время и лидеры федеральных национально-культурных автономий, и вообще все, кто хоть как-то связан с этнической тематикой в нашей стране. И дело не только в том, что эта ФЦП открывает возможности финансирования проектов в межнациональной сфере.
Напомню, поддерживать межнациональные проекты с 2008 года худо-бедно начал Минрегион, но вынужден был прекратить это благое дело после того, как в 2011 году гиперэкономный министр финансов Алексей Кудрин буквально перед своей отставкой взял да и обнулил и без того смехотворный – в 80 млн. рублей – бюджет на нацполитику страны. Именно эти 56 копеек в год на каждого россиянина для поддержания его комфортного этнического самочувствия решено было тогда сэкономить.
Ни данные учёных об увеличении межэтнической напряжённости в стране, ни глухое недовольство этнокультурных общественных организаций, которое иногда прорывалось в эмоциональных публичных выступлениях, не влияли на позицию обособленного государства в государстве, каковым у нас де-факто является Минфин: на нацполитику денег нет – и точка! Управу на стражей бюджета общественникам пришлось искать аж на самом верху. После того как тема эта жёстко прозвучала в августе прошлого года на президентском совете по межнациональным отношениям, появилось поручение Владимира Путина.
Метод Насреддина
Но и этот импульс от первого лица, как выяснилось, самостийный Минфин не сильно впечатлил. Из 38 млрд. рублей, запланированных изначально, Минфин нашёл на эту ФЦП в восемь (!) раз меньше – лишь 4,5 миллиарда. Бесконечные требования доработок с уменьшением средств и разного рода уточнениями создавали впечатление, что всесильный Минфин хочет просто потянуть время, а там, как говаривал Ходжа Насреддин, или ишак сдохнет, или падишах: то есть тема сама собой рассосётся или забудется.
Не получилось. Но какими усилиями! Даже замглавы администрации президента Магомедсаламу Магомедову пришлось публично произнести весьма резкие слова насчёт того, что, мол, он не советует исполнительной власти игнорировать поручения главы государства. И вот процесс на финишной прямой…
Первая ласточка
На момент подписания номера всё ещё нет данных, что ФЦП утверждена, однако есть предвестники. 15 июля был принят «План мероприятий по реализации в 2013–2015 гг. Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года». Из 121 пункта в нём осталось 84.
И это в вышеописанной ситуации настоящая победа. Важно, что все пункты программы и ФЦП в целом содержат не просто красивые слова, а очень чёткие результаты, которых надо достичь реализацией того или иного пункта. Кому-то может показаться, что излишняя увлечённость количественными показателями в такой тонкой сфере, как межнациональная, неуместна. Однако совершенно очевидно, что давно пора было уже что-то делать с валом мероприятий под флагом «дружбы народов», о которых в высоких кабинетах бодро отчитывались иные ретивые чиновники разных уровней власти, в то время как общество об этих «славных» делах и не ведало, продолжая медленно погружаться в бездну взаимного неприятия. Теперь практически каждое дело, которое финансируется из бюджета, должно быть максимально открытым и публичным. В обязанности операторов мероприятий внесён пункт об информировании населения через СМИ.
Надо отметить, что впервые такого рода государственный документ прошёл настолько тщательную и придирчивую обкатку мнением общественности. Не особо стесняясь в выражениях и не обращая внимания на высокие кабинеты, эксперты высказывали свои суждения. Большинство их предложений вошли в текст ФЦП и План по реализации стратегии нацполитики.
Все равны
Ещё один важный, но весьма болезненный для национальных активистов пункт ФЦП и плана реализации Стратегии нацполитики, на котором настаивали и разработчики из Минрегиона, и зампред правительства Дмитрий Козак, курирующий это направление, – это отсутствие преференции какому-либо народу. Документ призван поддерживать все без исключения 193 этноса, населяющие нашу страну.
Пожалуй, впервые в новейшей истории Российской Федерации красивые слова о необходимости «жить дружно» подкреплены документом-инструментом, призванным эти добрые отношения между народами реально беречь и развивать. За что его разработчиков надо искренне поблагодарить.
А что касается того чисто формального бюджета, который в муках изыскал Минфин на нормализацию межнациональных отношений, то, думаю, на сей счёт расстраиваться уже и не стоит. Если вся та конкретика, которая заложена в ФЦП и Плане начнёт работать, то и средств на её реализацию, уверена, найдётся побольше. Ведь даже самому дремучему финансисту очевидно, что гораздо дешевле вкладывать деньги в профилактику межнациональной напряженности, нежели потом тратить в сто раз больше на ликвидацию проблем, если они, не дай бог, возникнут.
Поводов печалиться межнациональная тематика этим летом нам подкидывает предостаточно, главное в этой ситуации – не разучиться замечать перемены к лучшему и радоваться им.