Что бы кто ни говорил, от первых двух вертолётоносцев типа «Мистраль» нам никуда не деться – контракты с французами подписаны. Это подчёркивали и адмиралы, и руководители Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.
Корма ушла на Запад
Будут ли строить следующие два – покажет флотская эксплуатация. 8 июля почти половина – 94 метра из 199 – десантного высадочного корабля – дока (ДВКД) «Владивосток» – так правильно называется – первый российский «Мистраль», отправилась малым ходом на буксире с Балтийского завода во французский Сен-Назер для встречи с носовой частью. Там их состыкуют, установят часть оборудования и вернут в Санкт-Петербург для окончательной достройки, оснащения отечественными системами вооружения и управления. Во время торжественного подписания акта приёмки глава ОСК Владимир Шмаков и гендиректор французской компании STX France Лорен Кастэн произвели впечатление очень довольных сотрудничеством бизнесменов. Кастэн отметил, что корму они «получили в установленные сроки, качество работ высокое». Стало приятно. Потому что задержка по контрактам – у нас явление системное. Многолетняя мыльная опера с авианосцем для Индии «Викрамадитья», бывшим «Адмиралом Горшковым», тому пример. Сейчас он вышел в море на ходовые испытания. Руководитель делегации «Рособоронэкспорта» на МВМС-2013 Игорь Севастьянов сообщил, «что и ОСК, и «Рособоронэкспорт», и Минобороны полны решимости сдать индийской стороне корабль в установленные сроки – это будет осенью текущего года». Следует уточнить – во вновь установленные сроки.
А для российских «Мистралей» уже готовят героя авиасалона в Ле Бурже – Ка-52 «Аллигатор». Вертолёты надо «оморячить»: сделать складными несущие винты для экономии места, двигатели и остальные агрегаты должны приобрести стойкость к агрессивной морской среде. И видно, что генеральный конструктор фирмы «Камов» Виктор Михеев к такому развитию событий готов, на площадке перед павильонами стоял боевой Ка-52, а на стенде – модель со сложенными лопастями.
«Ржевка» – где змеи?
Повезли на показательные стрельбы. Артиллерийский испытательный полигон «Ржевка» основан в 1854 году. Практически всё, что стреляло и стреляет в Российских армии и флоте, прошло через это историческое стрельбище. Боеприпасы, соответственно, тоже. Флотский уклон заметен, что неудивительно – близость верфей и Балтийского флота обязывает. Во время Великой Отечественной испытательная батарея превратилась в боевую единицу дальнобойной артиллерии, вела огонь по соединениям вермахта. Здесь доводили и испытывали 406-мм орудие-монстр, которое готовили для вооружения так и не достроенных линкоров типа «Советский Союз». Длина ствола свыше 20 метров. В январе 1944-го всего один снаряд весом 1108 кг полностью уничтожил здание электростанции вместе с захватившими её немцами. Сегодня на полигоне это и другие исторические орудия превратились в музейные экспонаты, уступив место современным боевым системам.
Даже хорошо освоенные в производстве артиллерийские установки проходят здесь приёмку и испытания перед отправкой на корабли. По заверениям офицеров, на это уходит три недели. И вот звучит сирена-оповещение, всем предлагают разобрать из ящика на столе весёленькие жёлтые затычки для ушей, чтобы не повредить слух. Я поленился – удалось занять очень удачное место на трибуне, в первом ряду, в 10–15 метрах от башен артустановок. Не хотелось его терять. Потом пожалел, но не сильно – затычки наверняка бы смазали впечатление. В том числе и от залпа корабельной 12‑ствольной 30-мм установки АК-630М-2 «Дуэт». Даже солидная 130-мм автоматическая АК-130 по сравнению с «Дуэтом» – тихоня: рявкнула несколько раз поочерёдно из двух стволов башни – не сильно впечатлило. А вот стрельба с темпом 10 тысяч выстрелов в минуту – поверьте, этот запредельный рёв (или вой?) давит не только на уши, но и на глаза, грудь. Представитель АО «Туламашзавод», человек с внешностью всё умеющего мастерового, Евгений Тёркин сообщил:
–Проходим швартЫ и хОдовые (именно так, с ударением на «ы» и «о») испытания на зеленодольских кораблях.
АК-630 артустановка известная – система Гатлинга, шесть вращающихся стволов. Но за последние годы производитель сумел в ультракомпактной башне, выполненной с элементами технологии малой радиолокационной заметности (Стелс), разместить сразу два таких блока стволов, заменить гидропривод на электрический, обеспечить надёжное охлаждение. Эффективная дальность стрельбы – до 5 км. Предназначена для уничтожения ракет, в первую очередь противокорабельных, самолётов, надводных и береговых целей. Спрашиваю, а что будет с самолётом, который попадёт под очередь «Дуэта»? Развалится в воздухе? Тёркин посмотрел на меня, как на несмышлёныша:
– Сожжёт его «Дуэт», и все дела. Будет просто облако огня.
Разработку этой системы начали давно, в 1983-м, когда появились сверхзвуковые противокорабельные ракеты, маневрирующие на конечных участках траектории. Потом дело затормозилось – появились противоракеты. Но в итоге густая завеса из 30-мм снарядов оказалась самым эффективным последним рубежом обороны ПВО корабля.
Годы, когда флот сидел на голодном пайке и не видел новых кораблей, занимался тем, что сдавал «на иголки» старые, закончились. Без обид, но сами моряки называли наш флот «ржавым»: облезлые борта, пятна ржавчины и прозябание у стенки. Сейчас иначе – и дальние походы, и модернизация условно старой техники. И про новую рапортуют с удовольствием: «В состав ВМФ России в этом году войдут 36 кораблей, подводных лодок и катеров. Такого не было никогда», – заявил заместитель командующего ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков.
Подтвердить его слова могут змеи, нагло расплодившиеся за годы перестройки и флотской нищеты в тиши полигона «Ржевка». В последнее время ползучие гады сменили место дислокации, попрятались от шумного и опасного соседства. После стрельб понадобилась пожарная машина, от раскалённых пороховых газов выстрелов загорелась травяная подстилка перед батареей. Ситуация штатная, машина дежурила рядом, в укрытии.
Тихая сенсация
Помните, военно-морской спецназ всегда гордился давным-давно созданными автоматами для стрельбы под водой АПС? С ними боевые пловцы обеспечивали безопасность переговоров Горбачёва и Рейгана, Ельцина и Буша… Кроме нас никто в мире такое оружие произвести не сумел. Минус этого уникального автомата, стреляющего стрелоподобными пулями, – низкая живучесть и точность на суше. И туляки из «ЦКИБ СОО» (это стрелковый филиал знаменитого «КБП») пошли дальше – сумели создать двухсредный автомат АДС. Это, между прочим, сенсация. Ни одна армия мира не располагает чем-либо подобным. Компактный, калибр 5,45 мм, под обычный боеприпас к автомату Калашникова. Утверждают, на суше ни в чём ему не уступит, а кое в чём и превзойдёт. Есть и подствольный гранатомёт, и глушитель – идеальное оружие для спецподразделений. А для «водных процедур» надо лишь сменить рожок с обычными патронами на снаряжённый спецбоеприпасами и перевести регулятор в режим «вода». Конструктор Василий Петрович Грязев завершил разработку этого автомата в 2007-м, за год до кончины. Дальше – доводка, испытания. И первое явление публике на МВМС совершенно логично – прежде всего автомат-амфибия просто обязан быть «призван» на службу в морской пехоте. Уверен, этот шедевр знаменитого оружейника станет бестселлером, демонстрацией конструкторских и технологических возможностей страны. А сегодня его не заметили, видимо, громады кораблей отвлекли внимание публики и официальных лиц.
Два корабля
У причала два корабля, сразу привлекающие внимание: наш корвет проекта 20380 «Бойкий» и фрегат королевских ВМС Нидерландов «Эверстен». «Бойкий» в строю всего полтора месяца, можно сказать новенький, с иголочки. По общепринятой классификации голландский фрегат более крупный корабль, практически втрое больше по водоизмещению. Так и есть, но, когда попадаешь на палубу, становится ясно – наш боец покруче будет. «Бойкий» под завязку напичкан системами вооружений, есть немаленький ангар для вертолёта Ка-27, а на голландце просторно, много свободного места, пожалуйста, прогуливайтесь, как по яхте какого-либо олигарха. Можно сформулировать так: наш создан для войны, а голландец – для демонстрации флага.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин подтвердил это впечатление словами:
– Как можно больше оружия должно быть на корабле, который не «разбухает» в размерах, а по своему вооружению, «мускулатуре», несмотря на скромные габариты, может тягаться с кораблями более «широкоплечими».
То есть для наших кораблестроителей это уже норма. Главное, чтобы не забывали о среде обитания экипажа. Моряки на кораблях не только служат, но и месяцами живут. Правда, сегодня комфорт на новых военных кораблях вполне достойный. Сказалось то, что зарубежные заказчики нашей техники оказались очень требовательны по части удобств для экипажа. Поэтому конструкторы реально изменили подход к проектированию кают, санузлов, систем кондиционирования и других не менее важных мелочей.
Сами по себе
Главный вывод некоторых знатоков флота и вооружений – на салоне и участников множество, и интересные разработки имеются, но не хватает интегратора. То есть каждое предприятие само по себе. Создали замечательный ракетно-артиллерийский комплекс для ВМС – и что? Или какую-либо новую систему управления судовыми двигателями. Возьмём экранопланы – есть проекты, есть наработки. До сих пор занимает царское место в цехах ЦКБ им. Алексеева громадина экраноплана «Спасатель» (переделанный ударный ракетный «Лунь»). К слову, у ЦКБ наметился прорыв – объявлено о закладке новой пассажирской «Кометы 120М». Почти два десятилетия не строили новых судов на подводных крыльях.
Но нет стратегии, нет чётких планов, что конкретно нам требуется. Во многом из-за того, что исчезла прослойка отраслевых НИИ, которые как раз и занимались увязкой всевозможных проектов от фундаментальных научных разработок вплоть до производства и флотской эксплуатации. Стратеги из штабов чаще всего просто посматривают на своих западных коллег и оснащение их флотов и быстро делают вывод, что «и нам бы неплохо иметь такое же». И всё же есть ощущение, что лёд тронулся.