Аргументы Недели → Общество № 26(368) от 11.07.2013

История без границ

, 15:50

Россия приняла участие в первом Европейском фестивале уникальных коллекций «История без границ». Он открылся в начале мая в самом западном городе Латвии – в Лиепае. Его инициатором выступил давний друг нашей газеты, президент Союза коллекционеров России, писатель и публицист Александр НИКИШИН.

- Александр, почему Лиепая?

– В малых городах аудитория благодарная. Потому и Лиепая.

– Даже не Рига? От Риги до Лиепаи…

– 200 километров. Но это не смущает. Лиепая, если смотреть на карту, как раз в середине Балтийского региона. Отсюда почти одинаковые расстояния до Риги, Хельсинки, Таллина, Варшавы. Рядом Литва, Польша, наша Калининградская область. В 70 километрах от той же Лиепаи – знаменитый литовский курорт Паланга. Там миллионы туристов. Если создать в Лиепае что-то интересное, соседи туда поедут. Пётр I ехал через этот город в Голландию учиться строить корабли.

При царях тут создавался российский подводный флот; пустили первый в Российской империи трамвай; Александр III построил уникальную грязелечебницу, куда ехали, как в Баден-Баден, на лечение сиятельные особы. Сейчас она заколочена, город ждёт инвесторов, которые возьмутся возродить санаторий, имевший в советское время статус союзного значения. Тут есть домик Петра I аж XVII века. В годы СССР он был музеем. Пока тоже заколочен.

В Либаве (Лиепая до 1917 г. – Прим. «АН») работал великий Сикорский, создавал гидроплан. Потом уехал в США и сконструировал первый в мире вертолёт. В Лиепае проходит рок-фестиваль, который когда-то дал зелёный свет группе «Ариэль» из Челябинска. Под городом есть лабиринты ещё царской поры, которые соединяли городские укрепления. Тут снимали фильм «Моонзунд» по Пикулю, и натурой были старинные крепостные стены, с которых русские пушки били по немецким крейсерам. Фестиваль будет проходить с мая по август – лучшее время для отдыха. Пляж с удивительно чистым мелким песком, море, воздух – просто сказка!

В городе много старинных домов, просто гигантская музейная коллекция архитектуры прошлого. На них, правда, устрашающие надписи: «на продажу», for sale. На месте городского самоуправления взял бы эти исторические здания под свой контроль и превратил их со временем в уникальный музейный центр.

Мэр Лиепаи Улдис Сескс и Александр Никишин.

– Размещать там коллекции?

– Да. Со всего мира. И превратить город в мировой музейно-выставочный центр, интересный для туризма. Создать новые рабочие места для города. Такой вот далеко идущий российско-латвийский проект. Мы его разработали с моим коллегой Александром Шлычковым, бывшим афганцем, известным предпринимателем и президентом Европейской федерации паратхеквондо. Город для проведения фестиваля искали долго. В планах был даже французский Коньяк, маленькие городки Германии, Болгарии, Словении. Там тоже немало проблем. Отток населения, нехватка рабочих мест. Остановились на Лиепае, где, что немаловажно для туристов из России, говорят и понимают по-русски, и мы пока довольны результатом.

– И какой он – результат?

– Только за месяц экспозиции посетили больше 10 тысяч человек. Правда, пока нет воздушного сообщения, аэропорт города на ремонте. Но пройдёт ещё немного времени, и, как обещает мэр города Улдис Сескс, аэропорт откроют, транспортные проблемы снимутся. К тому времени будет отработан наш проект превращения этого города в европейскую культурную столицу.

Мэру Лиепаи я искренне благодарен за поддержку идеи фестиваля, за то, что сумел заразить ею депутатов городской Думы и убедил их выделить средства на проведение фестиваля. По меркам Москвы – крохи, по меркам Лиепаи – огромные. Будем работать, а деньги обязательно придут.

– Кто может принять участие в фестивале? Каков критерий отбора коллекций?

– Любой коллекционер из любой страны мира. Но коллекция должна отвечать названию фестиваля – быть уникальной. В первом фестивале участвовали коллекционеры из шести стран – Латвии, Литвы, Франции, Дании, Германии и России. Повезло, что в городском музее только-только завершили ремонт, и огромное здание стояло пустым. Директор Даце Каркла щедро отдала его метры под наши коллекции. Красивейшее старинное здание! Когда коллеги закончили монтаж своих экспозиций, оказалось, что мы воссоздали историю сразу четырёх империй, канувших в Лету: Российская империя, СССР, империя Наполеона Бонапарта и Третий рейх. Просто наглядное пособие для любознательных.

– Сложно было собрать участников?

– Не все коллекционеры горят желанием показывать свои коллекции. Из соображений безопасности, между прочим, тоже. Это важная проблема, с которой ежедневно сталкиваются коллекционеры во всём мире. Нужны резервации коллекций, охраняемые музейные городки, где коллекционеры могут бесплатно хранить свои раритеты, а те, кто предоставит эти площади, демонстрировать эти раритеты за деньги. Но, чтобы эта тема зазвучала, нужны серьёзная общественная инициатива международного уровня и наш фестиваль – своеобразный манифест сообщества коллекционеров, что так больше жить нельзя.

– А как, по-вашему, нужно?

– Частные коллекции, зачастую имеющие музейную ценность, очень часто распыляются, уходят в небытие со смертью собирателя. Родственники становятся жертвами аферистов. Те покупают сокровища за копейки, продают за миллионы, и эти коллекции безвозвратно оседают на виллах нуворишей. Они уже недоступны миру. Не должны власти смотреть на это сквозь пальцы.

– Российские власти?

– И российские в том числе. Слава, как говорится, богу, не мы одни такие дураки. Вот, к примеру, история коллекционера Рене Герра из Франции. Профессор университета. Пытливый исследователь, публицист. Собрал картины художников русской эмиграции 20-х годов, их книги, документы, фарфор, почтовые старинные открытки, уникальные автографы. Собрание, равное эрмитажному, – тысячи шедевров! И что? Он просит у правительства Франции помещение для музея мирового уровня, предлагает альянс: я даю коллекцию, вы даёте помещение, оно всегда будет ваше, но эксплуатировать его будем вместе.

Что отвечает мэр Парижа? Правительство Франции? Зачем нам русские шедевры? Хорошо, он обращается в правительство РФ с той же просьбой. Ему ставят условие: передайте всё безвозмездно Российскому государству, и будет вам музей. Нормально? Но он не хочет музей в России, он хочет у себя на родине, чтобы с коллекцией можно было работать. Что, у России нет средств, чтобы под собранные шедевры купить здание, которое останется в юрисдикции нашей страны? Зато новый русский музей в Европе будет продвигать интересы России. Нет, не доходит. Да и в России вы много назовёте частных музеев?

– Ваш Музей водки?

– По пальцам пересчитать. Говорят про частно-государственное партнёрство в музейной сфере: коллекционер передаёт свои собрания на определённый срок, город – квадратные метры, и вместе создают объект, скажем так, культурного назначения. Доходы делят согласно расходам. На бумаге оно есть, а на деле – ничего похожего. Никто никому не верит. И выходит, что квадратные метры идут по цене уникального культурного наследия! Нелепость.

– Но какая польза от коллекций городу? Ну раз сходили, посмотрели, порадовались. А дальше-то что?

– Не скажите. В маленьком городке Коломна три женщины-энтузиастки создали музей пастилы. Комнатка и несколько экспонатов. Вот и весь музей. А в городе один за другим закрывались оборонные заводы. Холодная война окончилась, их продукция оказалась не нужна. А сегодня полгорода работает на этот музей.

– В смысле?

– Музей расширили, построили фабрику по производству пастилы, открыли туристическое агентство, проложили маршруты для гостей. Тут же заработала городская инфраструктура, гостей же надо кормить-поить, селить и развлекать. И город ожил! В США, к примеру, тысячи и тысячи самых разных музеев. На любую тему. Там создали моду на музеи, на собирательство не для себя даже, а для пользы страны, общества, простого американца. Каждый малый городок имеет десятки музеев по самым разным темам. Надо не лениться и что-то делать, апеллируя к общественности, к властям. К людям, принимающим решения. И в этом тоже задача нашего Лиепайского фестиваля.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram