Аргументы Недели → Общество № 25(367) от 04.07.2013

Гармонь

, 18:42

Сложно представить праздник в русской деревне без гармониста. До сих пор этот духовой язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами популярен чрезвычайно. И кажется, что много веков подряд радует он нас своим дивным звучанием. Однако инструмент этот довольно молодой.

Есть несколько версий о том, где именно была изобретена ручная гармоника, родственница самого большого музыкального инструмента – органа. Принято считать, что в начале XIX века в Германии. Но есть и другие точки зрения. Например, в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника. И можно много времени потратить на выяснение того, кто же именно явил гармонь миру, но важно ли это?

Хорошо сказал русский композитор и дирижёр М.М. Ипполитов-Иванов: «Гармоника, благодаря своим небольшим размерам, богатству динамических оттенков, обширному звуковому диапазону, получила совершенно исключительную распространённость и настоящее интернациональное право гражданства во всех государствах».

В самом начале Великой Отечественной на фронт для поднятия боевого духа красноармейцев было отправлено вначале 12 тысяч гармоней, а осенью 1941-го – уже более 60 тысяч. Так что нашим бойцам на привалах поднимали настроение звуки именно этого музыкального инструмента. А что же немецкие солдаты? Рассказывают, что, когда линии окопов бывали близко, слушали и они игру наших гармонистов. А наши бойцы – звуки другого духового язычкового инструмента – губной гармошки, на которой с большим мастерством играл противник.

Первые гармошки, изготовленные в России, были однорядными. При нажатии одной и той же клавиши издавали звук разных тонов, в зависимости от того сводились меха или разводились. Главным недостатком такого инструмента являлось отсутствие свободы звучания в аккомпанементе. Стремление исполнять мотивы народного песенного фольклора привело к созданию разных типов гармоник. К тульским добавились саратовские, вятские, ливенские, елецкие, касимовские, череповецкие, сибирские, смоленские и многие другие гармошки.

Постепенно увеличивалось количество клавиш, у первой тульской однорядки их было вначале всего пять–семь для правой руки и две–четыре для левой.

Сегодня самой популярной в народе является двухрядная хроматическая гармоника, или хромка. Она появилась в конце XIX века. Современный наиболее распространённый вариант имеет по 25 клавиш в правой и левой клавиатуре, высота звуков при смене направления меха у хромки не меняется.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram