Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Общество № 25(367) от 04.07.2013

От чуда – к повседневности

Первые шаги отечественное телевидение сделало в городе на Неве. В эти дни ему исполняется 75 лет

, 17:13

Телевидение. Без него сегодняшняя жизнь немыслима. Даже те, кто устал от многочисленных сериалов, назойливой рекламы и всевозможных игр «на деньги», не могут обойтись без новостных, познавательных  программ, пересматривая вновь и вновь киноклассику, только бы не тратить время на мыльные оперы и другую чушь. Кажется, что телевидение вечно, настолько оно вросло в наши быт и сознание. И тем не менее через несколько дней, 7 июля, этому  явлению исполняется всего 75 лет. Но стоп. Надо уточнить, что эта дата касается лишь нашего, тогда Ленинградского, телевидения, которое родилось именно в 1938 году.

В Москве это случится почти на год позже. Да к тому же столица начала вещать на купленной в Америке технике, а в Ленинграде она была отечественной, изготовленной в нашем же городе в Институте телевидения.Был и такой в те далёкие годы. Но ведь у каждого изобретения, прежде чем оно станет общедоступным, есть своя предыстория.

На снимке: одна из первых передач Ленинградского ТВ в июле 1938 года

То, что радио изобрёл А.С. Попов, – знают все. А кто не знает, тот называет имя Маркони. А вот кто изобрёл телевидение и когда? Вопрос «на засыпку», в том числе и для участников тех же пресловутых телевикторин. Но, боюсь, что даже самые крутые телевизионщики этого не знают. Так вот, сообщаю, что в основе телевидения лежат три гениальных изобретения: фотосинтез, или преобразование световой энергии в электрическую, открытый в конце XIX века профессором Московского университета А.Г. Столетовым; проблему передачи электросигналов на расстояние разрешил в 1895 году А.С. Попов; а вот заслуга передачи электросигналов, несущих и информацию о световых потоках, и преобразование их вновь в «картинку» была решена преподавателем Петербургского технологического института Б.Л. Розингом. Случилось это в 1911 году. При этом изобретение ТВ было им запатентовано.

Сегодня можно было бы уже и не вспоминать о том, что первоначально развитие телевидения шло по двум разным путям – механическому и электронному. Механическое сулило передачу изображения в диапазоне коротких радиоволн на очень далёкие расстояния без промежуточных станций. И, кстати, когда великий французский писатель Ромен Роллан в начале тридцатых годов посетил московский передающий центр и увидел на экране телеприёмника картинку, он пророчески воскликнул: «У меня такое ощущение, что я одновременно нахожусь у подножья горы и на вершине!» А касалось это изображения размером со спичечный коробок и далеко не качественного. Впрочем, в те же годы своим путём идёт и электронное телевидение, в котором изображение раскладывается на составляющие с помощью электронного луча. Эта система ТВ сегодня всем знакома. Но в 30-е годы необходимо было решить массу технических проблем, в том числе и с налаживанием необходимого оборудования и составляющих теле-радиопроцесса (радиолампы, конденсаторы, сопротивления и другие детали). Но усилия инженеров и рабочих приносят свои плоды. На экране с открытку уже можно не только увидеть объект, но и рассмотреть его, узнать. Качество восприятия увеличивается в разы. Уже готова необходимая не только для опытов передающая, но и принимающая техника. И если Ленинградская центральная радиолаборатория в 1931 году как достижение демонстрирует телеприёмник с разложением изображения на 30 строк и размером экрана 27х27 мм, то уже в 1935–36 годах в нашем городе ВНИ институтом телевидения разработана пригодная к практической эксплуатации полностью электронная система, с разложением на 240 строк. Качество несравнимо с механическим ТВ. Правда, был один недостаток – передача осуществляется в диапазоне УКВ, или, как тогда говорили, в диапазоне прямого видения. Поэтому телевидение в то время могло быть только локальным, не выходящим за пределы нескольких десятков километров, что в Ленинграде, например, обеспечивал передатчик, установленный на стометровой мачте, сделанной из стволов трёх деревьев. Сам передающий центр, или, как он назывался в то время, Опытный Ленинградский телевизионный центр, разместили в отдельно стоящем особнячке на улице Академика Павлова. Здание и по сей день живо и, может быть, следует подумать и о том, чтобы в нём создать музей истории ленинградского телевидения. А как же был оборудован сам телецентр, как велось вещание? Почти 63 кв. м – размер павильона, но только 24 кв. м – съёмочная площадка. Забегая вперёд, можно сказать, что и на этом пространстве зачинатели нашего телевидения снимали даже балет «Лебединое озеро», многоактовые спектакли с незначительными перерывами между сценами. Впрочем, это было уже после 1948 года. А пока перед площадкой, по центру, расположена одна телекамера. И у неё один объектив. Если надо, то актёр сам подходит поближе к камере «на укрупнение». Камера не имеет возможности передвигаться вперёд, назад, в стороны, но, находясь на одном месте, она может вращаться благодаря тому, что её установили на артиллерийской буссоли. При очень большой и ровной освещённости объекта изображение передавалось в очень контрастном виде, так как камера передавала всего четыре тоновых градации в переходе от белого до чёрного, что было явно недостаточным для полноценного восприятия снимаемого материала – чёрный, тёмно-серый, серый цвета сливались в одну тональность, как и белый, светло-серый и т.п. Поэтому, что хорошо видно на фотографиях того времени, одежда актёров обшивалась окантовкой: светлая – чёрной, а чёрная соответственно белой, чтобы можно было увидеть хотя бы детали костюмов.

Вещание, после года подготовительных работ, началось, как уже говорилось, 7 июля 1938 года. Что же было в первой подготовленной для телезрителей программе? Во-первых, фрагменты из кинофильмов и концерт, в котором выступили (давайте из уважения к истории назовём исполнителей) скрипач Летичевский; чтец Чернявская, пианист (или пианистка) Виткинд; певец Монахов, а также артисты Столлер, Алексеев и Строганов. Вся программа продолжалась почти два часа. Ну а зрители. Их было не так много. Во дворцах и домах культуры города были размещены 20 телеприёмников. В личном пользовании их тогда не было. Но и в этот день, о чём писали газеты, и в дальнейшем, когда передачи повторялись по несколько раз в день, как сеансы в кино, от желающих увидеть техническое чудо отбоя не было.

Конечно, это было грандиозное достижение отечественной науки, учёных, инженеров, рабочих, но это был и день рождения создателей творческой начинки телевещания, её передач. Во-первых, это относится к профессии диктора, которая была доминирующей с того дня на экранах ТВ. Большинство из них впоследствии войдут в каждый дом и для многих станут родными и близкими людьми. Первым диктором был Николай Зименко. Впоследствии к нему присоединилась Мария Зубова. В плеяду ленинградских дикторов так же входили Раиса Байбузенко, Нелли Широких, Валентина Дроздовская, Сергей Тулупников, Виктор Андреев и другие. Уже в те далёкие годы была рождена и профессия телеоператора. Первым был Иван Чуркин. Это был действительно очень профессиональный человек, с опытом работы в кино. Он первым почувствовал, что телевидение не только техническое средство передачи информации, но и специфичный трактовщик любых проявлений культуры и искусства. Не зря же довоенным консультантом ЛенТВ выступал выдающийся советский кинооператор А. Москвин. Первым режиссёром был Иван Ермаков. Он пришёл из радио. В дальнейшем, когда объём вещания стал увеличиваться, были приняты ещё один оператор О. Григор и режиссёр Т. Стеркин. Появились редакторы, художники, осветители, звукорежиссёры, ассистенты и помощники. Уже в те довоенные годы телепроцесс стал стремительно развиваться. К фильмам и концертам добавлялись телеспектакли, тележурналы, обзоры городских новостей. Уделялось внимание и детям.

Первая самостоятельная постановка, оперетта «Лизетта и Филидор», была показана уже в декабре 1938 года. В дальнейшем почти ежемесячно зрителей ждала премьера. Замахнулись даже на оперу Дж. Верди «Травиата». Её выход в эфир был назначен на 25 июня 1941 года, но по понятным причинам показ не состоялся. Ленинградское телевидение прекратило существование. Сотрудники ОЛТЦ частью ушли на фронт, частью остались в городе, разделив его героическую судьбу. Оборудование телецентра законсервировали в ожидании лучших времён. Они настали более чем через семь лет. Но это уже другой рассказ. А пока хочется поздравить всех, кто так или иначе связал свою судьбу с телевидением, служил или служит ему с честью и достоинством.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram