Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 25(367) от 04.07.2013

Ле Бурже – прелюдия к МАКС

, 16:10 , Обозреватель отдела Промышленность

50-й Международный Парижский авиасалон в Ле Бурже сопровождала мощнейшая рекламная кампания в российских СМИ со стороны ОАК и лично её президента М. Погосяна.

«Ты служишь украшением стола…»

А вот генерал-полковник и исполнительный директор фонда «Народный самолёт Ту-334-100» Анатолий Ситнов вернулся из командировки в Париж с плохо скрываемым раздражением:

– Я был в Ле Бурже в 1995, 1997, 1999, 2009, 2011, 2013 годах. Явно видна тенденция – интерес к нам всё меньше и меньше. В 1995-м был ажиотаж, от нас никто не отходил, на каждом стенде стояли генеральные и главные конструкторы, нас все любили и с интересом рассматривали. Мы тогда «выкатили» кучу новой техники, вычислительные комплексы и системы. Сейчас, начиная с 2009-го, интерес к нам подостыл. А в 2011 году к нам пришли китайцы, посмотрели и сказали: «Вы от нас отстали навсегда!» Сейчас, всего два года спустя, и их не увидели. Шале практически пустовали. Внёс оживление министр обороны Сергей Шойгу – прибыл со свитой, осмотрел экспозицию. Из зарубежных официальных лиц, хотевших подивиться на Суперджет или макет МС-21,желающих не нашлось. Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) осталось одно – отчаянно пиариться в прессе.

По впечатлениям Анатолия Петровича, Ле Бурже не был праздником для России:

– Мы были украшением в части полётов. Произвёл фурор феноменальный высший пилотаж заслуженного лётчика-испытателя РФ, Героя России Сергея Богдана на Су-35С. Когда весь народ выскакивал и, открыв рот, смотрел, как он кувыркается в воздухе, хлопали, восхищались. Я тоже стоял и гордился своей страной – как здорово мы умеем летать, какие у нас замечательные самолёты. После пилотажа нашего боевого Ка-52 «Аллигатор» померкли все остальные вертолёты. По боевой авиации нельзя сказать, что мы кому-то проигрываем. Но надо иметь задел на будущее, а мы не показали каких-либо особенных технологий, не показали основ для создания чего-то нового.

Толпу вокруг себя собирал военно-транспортный А-400М, во многом аналог нашего Ан-70. Многие эксперты считают, что европейцы попросту скопировали основные технические решения фирмы Антонова. Но копия и здесь оказалась хуже оригинала: европейский грузовик по основным характеристикам заметно уступает российско-украинскому самолёту, в первую очередь по двигателям Д-27. Именно на Ан-70 сорвала аплодисменты Украина, показав в небе эту военно-транспортную машину в серой раскраске российских ВВС. Самолёт есть, двигатели есть, всё аттестовано, проверено. Когда будем строить? Неужели всё зависит от газовой трубы? Как появляются намёки, что Украина сдаст «Газпрому» свою газотранспортную систему, так из Москвы звучит бодрое: «Будем строить Ан-70!» А стоит Киеву засмотреться в западном направлении и в очередной раз заявить о желании евроинтегрироваться – «А зачем нам эта машина, когда есть модернизированный Ил-76?» Забывая, о том, что «Ан» и «Ил» – машины принципиально разные.

Показали учебно-боевой Як‑130.Отличная машина. Новинкой его назвать трудно, он уже засветился в Фарнборо и на МАКСе. Его собрат производится и летает в Италии – на завершающем этапе яковлевцы «разбежались» с итальянскими партнёрами проекта. Компания Aermacchi получила всю конструкторскую и техническую документацию на планер самолёта, после чего выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт – M-346. Также с 2012 года и в Китае серийно выпускается клон Як-130 – Hongdu L-15.

Гражданский пролёт

Мощно выступил третий в мире производитель гражданской авиатехники – канадская авиастроительная компания «Бомбардье» (Bombardier). Новые лайнеры, целая линейка машин разной размерности и предназначения – от региональных, ближнемагистральных до среднемагистральных. Как раз то, поясняет Ситнов, что давным-давно планировалось сделать на «Туполеве»:

– Производить семейство «Тушек»: 50-местного Ту-324, Ту-414 на 70 мест, Ту-334 на 102 пассажира, до крупного Ту-204 СМ и транспортного Ту-334.На этот самолёт идеально подошли бы сверхэкономичные двигатели из Самары НК-93.Но нет ни самолёта, ни двигателя. Одни газетные интервью Погосяна, как всё в ОАК здорово. Только самолёты его не летают, даже разбиваются и ломаются в самый неожиданный момент.

В полный голос заявили о себе не только Индия и Китай, но и турки с японцами. Mitsubishi Heavy Industries (MHI) со своим MRJ вот-вот начнёт расталкивать локтями конкурентов (японцы это хорошо умеют) в тесной нише региональных лайнеров. Среди трёх «якорных» заказчиков самолёта сразу две авиакомпании из США. Нам бы так! Почему-то есть уверенность, что японцев избавит Бог от таких «чудо-менагеров», как тов. Погосян. По словам Анатолия Ситнова, даже Турция стремится стать мировой авиастроительной державой, показывает свои наработки в области самолёто- и вертолётостроения:

– Думаю, лет через 10 турки всем скажут:«До свидания, мы уже сами по себе, со своими лайнерами». Работа ведётся системная, темпы высокие.

А что мы можем предъявить по части гражданской авиации? Практически ничего. МС-21 – это самолёт-призрак. На МАКС-2011 продемонстрировали полноразмерный макет кабины. На МАКС-2013 грозятся предъявить макет композитного крыла в натуральную величину. Жуть берёт оттого, что программу выпуска Ту-204СМ гробят именно в угоду этому «журавлю в небе».

Суперджет? Видели, знаем. Основной нарушитель расписания, головная боль для «Аэрофлота» и транзитных пассажиров.

Итоги авиасалона для российских авиастроителей – около 2,6 млрд. долларов. Двадцать «Сухой Суперджет-100» для лизинговой компании «Ильюшин финанс», соглашение о намерениях с лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг» по приобретению 30 самолётов-призраков МС-21 – небогато на фоне гигантов. Выглядит просто глупо и смешно, что подписание этих «контрактов» происходит в Ле Бурже. Хотя – прекрасный повод для дегустации французского алкоголя.

Не следует забывать: Ле Бурже – домашний авиасалон для европейских авиапроизводителей, в первую очередь для Airbus. Они представили целую линейку новых и модернизированных пассажирских лайнеров, в первую очередь А-350. Этот двухдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт вместимостью до 350 пассажиров должен составить конкуренцию американскому «Дримлайнеру» Boeing 787. Первый полёт состоялся буквально за считаные дни до открытия авиасалона, 14 июня. Суперпремьера! В целом Airbus получил 466 заказов каталожной стоимостью 68,7 миллиарда. Основной конкурент Airbus – Boeing чуть-чуть не догнал «Эйрбас» по итоговой сумме заказов и контрактов. У «Боинга» заказали 442 самолёта общей стоимостью более 66 млрд. долларов.

Масштаб, который ОАК и не снился. Как бы ни пыжились выглядеть героями Погосян и Мантуров, их деятельность в гражданском самолётостроении (да и вертолётостроении) похожа на прямое вредительство. То, что ОАК – организация неэффективная, известно многим – деньги выделяются, проедаются, а российские авиаперевозчики в массовом порядке закупают иномарки. Мало того, им приходится кланяться, чтобы выбить для себя самолётик – вся продукция «Боинг» и «Эйрбас» законтрактована на десятилетие вперёд крупными игроками. Они берут помногу, счёт идёт на десятки бортов. Втиснуться в эту живую очередь очень сложно, а развиваться и летать надо. Самое время загрузить наши заводы «Тушками», «Илами» и «Анами». Нет – не дают, костьми ложатся агенты влияния.

К слову сказать, офис американской фирмы «Боинг» расположен в трёхстах метрах от кремлёвской стены.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram