Аргументы Недели → Общество № 23(365) от 20.06.2013

Пока смерть не разлучит нас

, 19:26

Не приспособлен человек к тому, чтобы в одиночку коротать свой век. И научные исследования это подтверждают, замечая: одинокие люди болеют чаще и живут меньше. Естественно, мы старательно ищем себе спутника. Кому-то везёт, и сразу удаётся воссоединиться со второй половиной, кто-то всю жизнь наступает на грабли, не оставляя надежды на удачу. Нынче развестись и вновь жениться не так уж сложно, а вот раньше для расставания нужен был серьёзный повод.

У армян брак вообще считался нерушимым. Разводиться разрешалось только в исключительных случаях. Например, когда степень родства супругов была выше, чем это дозволялось обычным правом, или в случае неверности одного из супругов.

В татарской семье инициатива развестись допускалась со стороны мужа. И если он вдруг решался на подобный шаг, то обязан был выплатить калым, предназначенный на содержание жены. Кстати, вновь вступить в брак друг с другом разведённые уже не могли.

В Талмуде сказано: «Когда человек разводится, даже жертвенник Всевышнего проливает слёзы». Ясное дело, что после такого верующему человеку разводиться не очень-то правильно. С другой стороны, евреи считали, что это меньшее зло, чем продолжающееся сожительство озлобленных друг на друга людей. Безоговорочное право на развод имели супруги, не нажившие за 10 лет совместной жизни детей.

Кстати, и русская пословица гласит: «У кого детей нет – во грехе живёт». Отсутствие потомства, уход одного из супругов в секту, длительная отлучка, неизлечимая болезнь, принятие монашества, неспособность вести хозяйственные работы – основные причины расторжения браков в России XVIIIXIXвеков. Любопытно, что здесь, в деревнях, измену не очень-то признавали основанием для расторжения брака. От обманутого мужа просто ожидали вразумления неверной жены. Не возбранялось от души её поколотить. В сёлах на подобные расправы смотрели с одобрением: «Жену не бить – толку не быть!» Так что развод в русской деревне был явлением крайне редким.

Митрополит Вениамин (Федченков), чьё детство прошло в тамбовской деревне, писал, что на пятьдесят вёрст кругом не слышал он ни об одном случае развода.

Жутковато нынче звучит, но раньше наиболее частой причиной распада русской семьи являлась смерть одного из супругов. Вдовство в народе воспринимали как наказание. Ко второму браку относились без осуждения, но с некоторым страхом. Полагали, что такой союз может быть недолговечным, несчастным. Заключали его чаще тоже с вдовой или вдовцом. Третий брак считали недопустимым. Ведь человек явно шёл против Божественной воли. В деревнях говорили: «Первая жена от Бога, вторая – от человека, третья – от чёрта».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram