Аргументы Недели → Общество № 22(364) от 14.06.2013

Год совета

, 19:29

Скандалы, связанные с неисполнением подписанных ровно год назад указов президента, продолжают будоражить страну через новостные выпуски. На этом фоне совершенно незамеченной прошла годовщина создания (опять же указом Путина) уникального коллегиального органа – Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. «НА» решил восстановить информационный баланс и побеседовал с человеком, который последние четыре месяца отвечает за национальную политику в стране, – заместителем главы администрации президента России, председателем президиума Совета по межнациональным отношениям Магомедсаламом МАГОМЕДОВЫМ.

- Вы сейчас фактически возглавляете Совет по такой непростой проблеме, чего удалось достичь за год с момента его создания?

– Важное уточнение: Совет по межнациональным отношениям возглавляю не я, а президент Владимир Владимирович Путин. И это показывает, какое значение сейчас уделяется в стране гармонизации межэтнических отношений. Безусловно, одно из главных достижений совета – разработка и принятие Стратегии государственной национальной политики России. Последние 20 лет этой стороне нашей жизни уделялось явно недостаточно внимания. Совет как орган консультативный и координирующий вырабатывает решения и представляет президенту, который потом реализует их в виде своих указов и поручений. Одним из таких поручений стала разработка единого для всех школьников страны учебника истории. Есть и другие значимые решения, о которых мы в скором времени услышим.

– Когда совет только создавался, много было разговоров о том, что власть якобы решила создать бутафорский орган, где лидеры национальных объединений будут выпускать пар и… успокаиваться. Насколько оправдались эти прогнозы?

– Людям нужна возможность открыто говорить о наболевших проблемах. Но «выпускание пара» в присутствии президента страны – это, конечно, не функция совета. Главное – анализ ситуации и разработка предложений по актуальным вопросам национальной политики. Совет наделён ещё и функцией контроля за выполнением исполнительной властью решений президента.

До сих пор не принята федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», так и не нашлись средства на мероприятия госнацполитики ни в прошлом, ни в этом году. Планов громадьё, но на деле правительство исполнять эти поручения, похоже, не торопится! Как вы прокомментируете разговоры о том, что это сознательный саботаж исполнительной властью всего, что касается национальной политики?

– Разговоры о саботаже абсурдны. Правительство не может игнорировать распоряжения президента. Но серьёзные претензии к работе исполнительной власти есть. Так случилось, что ответственность за национальную политику распределена между различными ведомствами, а головному министерству – Минрегиону России – не хватает ресурсов для более эффективной работы на этом направлении. Я считаю, что национальная политика должна стать одним из основных приоритетов в деятельности Минрегиона.

– Бесконечное откладывание правительством конкретных действий по нацполитике порождает в обществе самые разные, порой фантастические предположения о том, почему это происходит. Одно из них – межведомственная борьба: якобы выделение средств на гармонизацию межэтнических отношений как-то блокируют «силовики», чтобы им больше досталось на борьбу с экстремизмом…

– Надуманная какая-то версия. Профилактика межнациональных конфликтов обойдётся бюджету намного дешевле, нежели затраты на ликвидацию негативных последствий ксенофобии и экстремизма. Я уверен, что правительство всё-таки найдёт необходимые ресурсы на Федеральную целевую программу. За счёт этих средств удастся всерьёз изменить ситуацию. Но не только ведь органы власти должны заниматься укреплением межнационального согласия, мы рассчитываем и на институты гражданского общества – национально-культурные объединения и некоммерческие организации. Причём готовы поддерживать их инициативы грантами. Цель-то у всех нас единая – Россия должна сохраниться в своём многообразии как один из цивилизационных центров мира при системообразующей роли русского народа. Понимание этого должно быть закреплено в идеологии нашего государства и доминировать в сознании общества. Все люди должны понимать, что мы живём в свободной стране, созданной в первую очередь талантами и энергетикой русского народа.

– Не все придерживаются такой точки зрения в отношении русских…

– Я, как и все представители народов Дагестана, с огромной благодарностью помню о том, что культура, образование, медицина и промышленность сегодняшнего Дагестана возникли и существуют благодаря русскому народу, русской культуре и русскому языку. Об этом надо говорить прямо и открыто. Миссией русского народа всегда было собирать и объединять вокруг себя другие этносы. Глубоко ошибочна позиция националистов «Россия – для русских», она вредна прежде всего им самим, так как ведёт к распаду страны.

– Словно грибы после дождя, появляются в нашей многонациональной стране националисты разных мастей – русские, татарские, черкесские и т.д. Не является ли национализм, на ваш взгляд, симптомом кризиса в развитии этноса?

– Действительно, в стране растёт число людей, негативно относящихся к представителям других народов. Национализм – это прежде всего сужение возможностей нации. Преодолеть национализм русских и других народов России можно и нужно за счёт улучшения социально-экономической ситуации в стране, открытия социальных лифтов и жёсткого преследования правоохранительными органами любых проявлений дискриминации по национальному признаку. Но всё-таки у нас намного больше в стране людей, для которых на первом месте российская идентичность, они воспринимают себя прежде всего россиянами. Сейчас таких чуть больше половины, а после реализации ФЦП должно стать 75–80%. Это один из критериев, по которому мы будем судить об эффективности этой целевой программы.

– Что изменилось в вашем взгляде на национальный вопрос в стране с тех пор, как вы пересели из кресла президента Дагестана в кресло замглавы администрации президента России?

– Сейчас я очень чётко понимаю, что Кавказ – это, возможно, наиболее острая и конфликтная, но всего лишь часть национальных проблем огромной страны. В малонаселённый Дальний Восток хлынул поток мигрантов с другой культурой, и это вызывает недовольство местного старожильческого населения. Малочисленные народы Севера озабочены сохранением своего традиционного образа жизни под натиском добывающих компаний. Помогая этим народам, важно не стимулировать в их среде иждивенческие настроения. Остро стоит и проблема самочувствия русского народа. Русским кажется, что государство больше внимания уделяет культуре и развитию других народов. Но если такие настроения в обществе возникли, значит, какая-то почва под этим есть. Естественно, мы должны сделать всё, чтобы самому многочисленному народу жилось комфортно в своей стране. Но важно и понимание того, что все народы, независимо от численности, в нашем государстве равны.

– Некоторое недоумение в обществе вызывает плотное увязывание во всех государственных программах темы межнациональных отношений и проблемы мигрантов. Одно дело, когда надо налаживать отношения внутри – между согражданами 193 национальностей, и совсем другое – адаптация людей извне, не знающих зачастую ни языка, ни тем более основ культуры нашей страны.

– Надо, конечно, различать проблему внутренней миграции (трудовой мобильности россиян) и внешнюю миграцию из стран ближнего зарубежья. Ситуация такова, что экономика нашей страны растёт, но собственных трудовых ресурсов для этого роста недостаточно. Есть и нежелание коренных жителей заниматься определёнными видами работ, поэтому их выполняют мигранты. Такое положение во многих странах мира.

– Очень не хотелось бы повторить опыт тех самых «многих стран» в виде мигрантских погромов, этнических анклавов в крупных городах и т.д.

– Часто мигранты из-за рубежа сильно отличаются от нас по своим поведенческим реакциям и привычкам. В этом основа трений с аборигенным населением. Чтобы этого не происходило, по всей стране откроются центры адаптации мигрантов, где они будут знакомиться с нашей культурой, историей и учить русский язык.

– А это действительно выгоднее – строить такие адаптационные центры для иностранных граждан и ввозить рабочую силу из-за рубежа, нежели налаживать внутреннюю трудовую мобильность россиян, помогать им активно переезжать из перенаселённых регионов в малолюдные? Почему мы не используем советский опыт, когда жителей перенаселённого Кавказа самолётами возили на Север для работы вахтовым методом?

– Это совершенно разные вещи. У государства и сейчас есть программы по переселению, например, в Дальневосточный регион. Много людей из республик Северного Кавказа привлечены к работе на олимпийских стройках в Сочи. Внутренняя миграция граждан России по своей стране не может быть ограничена. Проблемы возникают из-за того, что перемещающиеся в поисках работы люди ведут себя на новом месте неправильно. Это порождает конфликт с теми, кто живёт на этой территории постоянно.

– Так, может, вместо центров адаптации для внешних мигрантов нам в стране лучше начать открывать центры адаптации для мигрантов внутренних?

– Нет, такие центры для россиян не нужны. Надо воспитывать людей с самого детства. Одно из самых важных направлений Стратегии государственной национальной политики – образование и воспитание молодёжи в духе единства и общероссийской гражданской идентичности. Поэтому решено увеличить гуманитарный блок образования, составлен список 100 обязательных для чтения книг. Для человека, переехавшего с Кавказа в Центральный регион, не должно быть там никаких неожиданностей. Он обязан знать свою страну, представлять, что помимо него в России живут представители десятков других народов, и уважать их.

Когда межнациональная напряжённость в стране пойдёт на убыль?

– Этот процесс уже начался, пик напряжённости, на мой взгляд, мы прошли. Дальше межнациональное и гражданское согласие будет только расти. Для этого много было сделано за прошедший год – прежде всего президентом страны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram