В Санкт-Петербурге прошёл Всероссийский межрегиональный конгресс «Балтийский Медицинский Форум». Одна из его целей – обучение врачей: ведь за сертификационный цикл (в России он равен пяти годам) медицинская наука порой делает огромный рывок вперёд, если не перечёркивая, то значительно меняя более ранние теоретические и практические основы знания.
По мнению Виктора Казанцева, главного пульмонолога Ленобласти, профессора 1-й кафедры терапии (усовершенствования врачей) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, профессия врача требует постоянного обучения. Тех знаний, которые медик получает в вузе, мало для профессиональной деятельности, и во всём мире есть стройная система обучения. И мероприятия, подобные форуму, являются источником информации о последних достижениях в научной сфере. В этом году на форуме, обратившем особое внимание на актуальные вопросы пульмонологии, кардиологии, ревматологии, побывало более 1000 представителей здравоохранения большинства регионов России – врачей общей практики и терапевтов, среди которых много молодых врачей. Почему из всего многообразия областей медицины для обсуждения были выбраны эти три? По словам Казанцева, они требуют особого внимания: из-за обилия стрессов, плохой экологии и прочих факторов именно лёгкие, сердце и суставы чаще других органов и систем становятся мишенями для болезней.
Должны быть приоритеты
Василий Трофимов, главный пульмонолог СЗФО, профессор, зав. кафедрой и директор клиники госпитальной терапии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова обращает внимание на то, что в России, как и во всём мире, идёт старение населения. Так, ныне в Петербурге около 40% населения старше 60 лет. С возрастом человек приобретает не одну болезнь, а сочетание заболеваний утяжеляет течение каждого из них. Так, среди больных, страдающих хронической обструктивной болезнью лёгких (ХОБЛ), только одна треть умирает от самой ХОБЛ, остальные погибают от сопутствующих заболеваний, среди которых могут быть сердечно-сосудистые болезни, опухоли, сахарный диабет. Полиморбизм (наличие сочетанных болезней) неминуемо влечёт за собой полифармацию (одновременное лечение сразу нескольких заболеваний). Причём не всегда врачи могут предсказать, как поведут себя лекарства, вынужденные «уживаться» друг с другом. «Определённые данные, – говорит Казанцев, – свидетельствуют, что при одновременном приёме более 10 препаратов их действие нивелируется. В этой ситуации надо выделять жизнеугрожающие заболевания и по ним назначать соответствующие препараты». Относительно безопасным главный пульмонолог СЗФО считает одновременный приём не более
5–6 препаратов.
Мало не больных, а образования
Михаил Илькович, главный пульмонолог Санкт-Петербурга, д.м.н., профессор, завкафедрой и директор клиники пульмонологии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова подчёркивает: «По части образования врачей – непочатый край работы. Если говорить о ХОБЛ, то по всему миру число болеющих составляет 14–15 %, а в некоторых странах даже 25% населения. В Петербурге же число страдающих ХОБЛ составляет менее одного процента». И это говорит вовсе не об исключительном здоровье наших граждан, а о том, что врачи не могут вовремя диагностировать это заболевание и назначают неадекватное лечение. Справедливости ради можно отметить, что и пациенты у нас приходят к врачу сами уже на той стадии болезни, когда им впору присваивать инвалидность…
Основанием для беспокойства, утверждает завкафедрой, является уже то, что более половины населения у нас – курильщики, ежедневно подвергающие свои сосуды действию сосудистого яда. «И в 45–50 лет человек становится инвалидом, у него развиваются ХОБЛ, инфаркты, инсульты, – говорит Илькович. – У нас 23% подростков-школьников курят и даже не прячутся. Онкологические заболевания у курильщиков не обязательно развиваются в лёгких: мишенями становятся молочные железы, желудок, другие органы. С возрастом человек становится инвалидом, он переходит на иждивение государства. Мы с вами должны кормить этого человека, который всю жизнь считал, что он имеет право курить, и никто не может стеснять его свободу!» Главный пульмонолог Санкт-Петербурга подверг остракизму также курящих коллег, которые, по его словам, могут служить… рекламой курения (если доктор курит, почему нам нельзя?), и призвал население к ломке стереотипов и началу новой жизни.
Доктор тоже человек
Наталия Шапорова, профессор, декан факультета последипломного образования, завкафедрой семейной медицины СПбМГУ им. акад. И.П. Павлова, главный семейный врач Ленобласти напоминает, чтоещё Гиппократ говорил, что пациент и общество в целом просто обязаны помогать врачу в его трудной деятельности, подразумевающей подвижничество. И если мы хотим от врача помощи в полном объёме, надо уделять внимание организации работы врача. Время, которое выделяется на работу с пациентом (сегодня это 15 минут) и тариф оплаты труда должны быть пересмотрены. «Да, врача надо контролировать, – говорит Шапорова, – но надо поднимать престиж профессии, памятуя, что «Кадры решают всё!». Работу врача надо оценивать по результатам профилактики, а не по тем документам, которые сегодня отнимают его время (за рабочий день врач должен заполнить порядка 40 различных бумаг). А чтобы от врачей что-то требовать, надо повышать престиж профессии – создать медикам возможность качественно работать, получать вовремя знания и обеспечить достойную оплату труда.