Аргументы Недели → Общество № 22(364) от 14.06.2013

«Бабки-матери»

, 17:03

Государство фактически смирилось с незаконным использованием материнского капитала. Интернет пестрит сообщениями вроде «Помогу обналичить маткапитал, честно, 240 тыс. на руки». В марте 2013 г. полпред президента на Северном Кавказе Александр Хлопонин заявил, что в регионе «потерялось» 110 тыс. детей: они, по документам, родились, но в школу не пошли. Вроде бы мировая сенсация, но в дальнейшем Хлопонин тему не развивает, а силовой блок словно воды в рот набрал. И на это есть свои резоны.

Близок локоть

Петербуржцу Виктору Синицыну позвонили на мобильник, когда жена уже родила второго ребёнка, но ещё не выписалась из роддома. Виктору провели ликбез: с 2013 г. размер положенного семье материнского капитала достиг 408 тыс. рублей. Но увидеть эти деньги ему вряд ли суждено: по закону их можно использовать на улучшение жилищных условий, на образование детей, на накопительную часть пенсий. И то лишь когда младшему ребёнку исполнится три года. А можно воспользоваться одной из многочисленных схем обналички и получить сразу 230 тыс. рублей.

– Большинство схем сводится к одному алгоритму: вы якобы улучшили свои жилищные условия, и вам возвращают из материнского капитала живые деньги, – рассказывает адвокат Николай Артамонов. – Вам могут оформить в собственность какую-нибудь будку под видом двухэтажного коттеджа. Или коррумпированные сотрудники Росреестра предоставят вам фиктивное свидетельство на право собственности. Или вы формально выкупите квартиру своей мамы, но в реальности всё останется по-старому. Но группировки, занимающиеся обналичкой, чаще всего используют схему с фиктивной ипотекой. По закону использовать маткапитал на покупку жилья можно и до достижения ребёнком трёхлетнего возраста.

По договору со строительной компанией приобретается реально не существующая квартира в строящемся доме на нулевом цикле. Когда маткапитал уже получен, сроки строительства затягиваются, стороны разрывают договор и матери возвращаются её виртуальные деньги. Доказать, что имело место мошенничество, непросто: надо подтвердить, что строить дом вовсе не собирались. Или другой вариант: мать идёт в банк и получает кредит на те же 408 тыс. рублей на покупку квартиры у собственной сестры. После получения маткапитала право на жильё возвращается родственнице договором дарения. В стране, где давно привыкли к фиктивным бракам ради прописки, к липовым справкам по инвалидности, мало кто видит в такой схеме серьёзное преступление.

Например, в Саратовской области за два года более 30 женщин осуждены по ст. 159 УК РФ за попытку обналичить материнский капитал. Из них реально свободы никто не лишён (обычный приговор – 1–2 года условно), а ещё более сотни аналогичных дел прекращено. Следователи отмечают, что в большинстве случаев не матери придумывали схемы обналички, а к ним обращались с предложениями проходимцы, явно имеющие доступ к базам роддомов и социальных служб. Матери перепадала обычно треть от суммы маткапитала, а по приговору суда они должны вернуть всю обналиченную сумму. Случаев осуждения посредников единицы.

Дети в тумане

Заявление полпреда Александра Хлопонина про 110 тыс. потерянных на Кавказе детей до сих пор не прокомментировано никем из членов правительства Дмитрия Медведева. А для силовиков это явный признак: власти не хотят раскручивать ситуацию.

– Во-первых, есть глобальное политическое решение не будоражить Кавказ в преддверии Олимпиады в Сочи, – рассказывает высокопоставленный источник в МВД. – Во-вторых, есть оперативные данные, что в СКФО четыре из десяти семей воспользовались схемами обналички материнского капитала. Этим занимается около 50 фирм в регионе, заборы в десяти метрах от органов власти обклеены их объявлениями. Можно предположить, что в госорганах выдача необходимых справок поставлена на поток, а расследование может затронуть широкие слои населения. Опять-таки социальный взрыв никому не нужен.

110 тысяч детей, которые существуют по документам, но в школу не пошли – это наверняка верхушка айсберга. Материнский капитал введён в России с 2007 года. А значит, первые «фиктивные дети», придуманные ради получения средств, только достигают школьного возраста. Следовательно, количество фиктивно рождённых в 2008–2013 гг. вообще пока не поддаётся оценке. По данным Росстата, с 2006 по 2013 г. рождаемость в Дагестане выросла почти на четверть: с 15,3 до 19 новорождённых на тысячу жителей. В соседней Чечне рождаемость достигает 30 младенцев на тысячу жителей и превышает смертность в пять раз!

– Обналичка материнского капитала работает во всех российских регионах, – считает адвокат Артём Сагитов. – На Кавказе, кстати, меньше обманывают и выдают больше денег на руки матери – до 60–70% доходит. Это косвенно говорит о развитии явления и конкуренции участников. Например, на Кавказе распространены фиктивные свидетельские показания: по закону, если женщина родила в своём ауле вне роддома, соседи потом подтверждают: да, действительно ребёнок её. На этом основании в загсе выдают свидетельство о рождении. В европейской России схема распространена среди цыганских семей, которые с появлением материнского капитала бьют все рекорды рождаемости.

Государство по поводу обналички особо не переживает. Например, в Дагестане рождается 50 тыс. детей в год, 20 тыс. семей имеют право на материнский актив. Получается, выплаты по республике составят более 8 млрд. рублей. Если схемы с обналичкой используют четыре из десяти семей, значит, криминальный сегмент составляет около 3 миллиардов.Учитывая, что только прямые дотации Дагестану из федерального бюджета составят в 2013 г. 47 млрд. рублей, Кремлю нет смысла будоражить неспокойный регион из-за каких-то мелочей.

С другой стороны, почему изначально не сделать всё по-человечески? Почему не выдавать матерям их капитал живыми деньгами? Безусловно, будут семьи, которые его тут же пропьют. Но разве нынешняя ситуация, когда эти деньги осваивают уголовники, лучше? Власть оказалась в положении почтальона Печкина из Простоквашино, который принёс посылку, но не хочет её отдавать. Хотя даже в мультфильме Шарик и Матроскин придумали, как получить своё в обход бюрократических формальностей.

Нынешние меры поддержки рождаемости пока ещё очень далеки от европейских норм. Размер выплат матери, ухаживающей за новорождённым, не может превышать 12 тыс. рублей. А средний объём ежемесячных пособий составляет 20–30% от прожиточного минимума. Даже в беднейших странах Евросоюза – Латвии или Словакии – выплаты достигают 35–40 тыс. рублей. Кроме того, мать автоматом получает социальное жильё, которое потом может выкупить по льготной цене.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram