Аргументы Недели → Общество № 20(362) от 30.05.2013

Двуглавый «Газпром»

, 16:34

Специалисты заговорили о скором разделе «Газпрома» на транспортную и добывающую компании. Осколков может быть и больше. Это плохо согласуется с тем, чего Кремль придерживался последние лет десять: мол, «Газпром» эффективен только в виде многорукого монстра, а та же транспортная составляющая не представляет интереса для бизнеса. По официальной версии, точку зрения на раздел заставили изменить давление Еврокомиссии и «сланцевая революция» в Северной Америке. По неофициальной, подготавливается новый хапок национального достояния.

Главная соска страны

Никаких законодательных инициатив о будущем «Газпрома» пока не выдвинуто. Есть только сообщения СМИ о закрытых совещаниях у президента в Ново-Огарёве да ссылки на анонимные источники в правительстве. Зато активно зашумели прокремлёвские эксперты, доказывающие, что раздел «Газпрома» в нынешней ситуации необходим. И это настораживает: очень похоже на подготовку почвы для скандального решения.

Сегодня «Газпром» производит более 8% ВВП и даёт 20% доходов в федеральный бюджет. То есть на его отчисления можно содержать почти весь силовой блок: Вооружённые силы, МВД, Следственный комитет. В 2012 г. оборот концерна составил 4,7 трлн. рублей, на его предприятиях работали 404 тыс. россиян. В последние годы основные проблемы «Газпрома» связывались с транзитом газа в Европу через территорию Белоруссии и Украины. Но в первом случае удалось достичь полной победы, во втором – разумного компромисса. По дну Балтийского моря проложен 1200-километровый газопровод «Северный поток» из Ленобласти в Германию. К 2015 г. по дну Чёрного моря пройдёт «Южный поток». Оба проекта концессионные, в них участвуют компании и правительства Германии, Франции, Италии, Австрии, Нидерландов. А один из немногих плюсов от вступления России в ВТО заключается в расширении доступа «Газпрома» к газораспределительной системе Евросоюза.

Вроде бы дела газовой корпорации идут прекрасно, и к 2030 г. ожидается едва ли не двукратное увеличение экспорта российского газа в Европу – до 500 млрд. кубометров. Вроде бы и европейские партнёры с удовольствием вкладываются в совместные проекты. И тут проправительственные эксперты начинают рассуждать, будто принятый Еврокомиссией «Третий энергопакет» может закрыть «Газпрому» пути на европейские рынки.

– Энергопакет представляет собой свод правил, который запрещает работать на рынке ЕС игрокам, которые одновременно добывают, транспортируют и продают газ, – говорит экономист Андрей Близнец. – Но «Третий энергопакет» принят ещё в 2009 году, а «Газпром» почему-то спокойно работает. Во время газовой войны с Украиной стало очевидно, что альтернативы российскому газу нет. Говорят, Еврокомиссия начала расследование монополизма «Газпрома» на рынках Восточной Европы. Когда-то похожие расследования проводились в отношении «Дженерал Моторс» или «Эксон», но это никогда не приводило к эмбарго хоть в каком-то виде. И тем более не могло стать причиной решения властей о разделе корпорации.В Саудовской Аравии государственная компания «Сауди Арамко» контролирует все нефтяные месторождения страны (четверть мировых запасов) и имеет громадный флот супертанкеров, на которых транспортирует углеводороды по всему миру. В своём роде монополистами являются нефтедобывающие компании в Китае, Кувейте, Венесуэле.

Про возможный раздел «Газпрома» говорят, что его ускорила «сланцевая революция» в США и Канаде. Так называют прогресс в извлечении природного газа из сланцевых пород: якобы теперь газ может подешеветь. Плюс японцы готовы начать промышленную добычу подводных газовых гидратов. Даже ближневосточный сжиженный газ, который уже не востребован в Америке, создаёт конкуренцию российским газовикам в Европе. Более того, может рухнуть привязка газовых цен к нефтяным, которая прописана в контрактах «Газпрома». Но при чём здесь раздел? Ведь президент Владимир Путин ещё в октябре 2012 г. говорил, что мы не должны идти по этому пути: «Если выделить отдельно транспорт, то транспортная составляющая просто умрёт сама по себе».

– Ситуация очень похожа на 2004 год, когда под предлогом борьбы с террористами отменили выборы губернаторов, – говорит политолог Дмитрий Баранов. – Связь между разделом «Газпрома» и ситуацией на европейских рынках столь же неочевидна.

Мечты сбываются

Идея раздела «Газпрома» предлагалась различными силами с момента создания концерна. В начале 1990-х дробление предлагали эксперты МВФ и Всемирного банка. При президентстве Бориса Ельцина выделяют девять серьёзных атак на «Газпром», когда газовую отрасль пытались приватизировать, как нефтяную. Заканчивалось всё одинаково: Рэм Вяхирев встречается с президентом в Кремле, «Газпром» берёт на себя обязательства по сохранению внутренних тарифов, по поддержке социальных программ. Злые языки говорили и о чемоданах с наличными долларами, которые заносились в некоторые кабинеты.

В 2003 г. идея разделить «Газпром» воплотилась в проекте Минэкономразвития и его главы Германа Грефа. Но Владимир Путин на долгие годы вперёд дал понять: газовый концерн – это бренд, символ, народное достояние. С тех пор всерьёз предлагать раздел «Газпрома» никто не решался, но с активами стали происходить странные вещи.

В 2004 г. «Газпром» продал свою «дочку» «Согаз» за 1,5 млрд. рублей, в то время как её рыночная стоимость, по оценке экономиста Владимира Милова, составляла в 40 раз больше – 60 миллиардов. Покупателем выступил банк «Россия», который связывают с петербургскими бизнесменами Юрием Ковальчуком и Дмитрием Лебедевым. В 2006 г. пенсионный фонд «Газпрома» «Газфонд», одни только резервы которого составляли 300 млрд. рублей, был куплен структурами банка «Россия» за 880 миллионов. В 2007 г. великий и могучий «Газпром» вдруг решил расстаться с «Газпромбанком» по схеме безденежного обмена акций вместо прямой продажи на рынке. В результате банк, который оценивают в 750 млрд. рублей, не принёс газовой корпорации живых денег. Его новым владельцем стал тот же банк «Россия», получивший и висевшие на «Газпромбанке» активы «Газпром-медиа»: телеканалы НТВ и ТНТ, радио «Эхо Москвы», журнал «Итоги» и т.д.

После прихода к власти Владимир Путин предпринял ряд усилий для возвращения в госпакет акций «Газпрома». Но спустя несколько лет произошло странное исчезновение из него 6,4% акций рыночной стоимостью 600 млрд. рублей. В 2003 г. на балансе дочек «Газпрома» числилось 17,4% акций, а к 2007 г. – 0,3%. Официально 10,7% перешли госкомпании «Роснефтегаз», судьба остальных не заинтересовала ни одну из правоохранительных структур. Оппозиционеры оценивают стоимость выведенных из корпорации активов в 1,8 трлн. рублей. Такую же сумму составляют сегодня долги «Газпрома», а цена газа для простых россиян выросла за 10 лет с 350 до 4500 рублей за кубометр. То есть в 13 раз!

За последние 10 лет «Газпром», по сути, перестал быть монополистом. Теперь продавать российский газ за рубеж имеет право ещё и «Новотэк», контролируемый бизнесменом из Петербурга Геннадием Тимченко. Через его структуры осуществляется экспорт львиной доли российской нефти, они добывают около 60 млрд. кубометров газа и расширяют добычу на крупнейшем месторождении Ямала – Южно-Тамбейском. До 100 млрд. кубов планирует увеличить добычу и «Роснефть» Игоря Сечина, недавно поглотившая «Итеру» и ТНК-ВР, и тоже ожидающая лицензию на экспорт.

Новые игроки пытаются транспортировать сжиженный газ танкерами, в то время как «Газпром» пока контролирует все магистральные трубопроводы. Раздел газовой корпорации оказался бы на руку Тимченко и Сечину. Во-первых, монополия окончательно бы рухнула. Во-вторых, строительство трубопроводов уже накачано бюджетными деньгами. В-третьих, при разделе «Газпрома» распределение акций двух новых юридических лиц неочевидно. А административный ресурс творит чудеса.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram