Представителям разных народов для счастья нужны похожие составляющие. А вот рецепты «приваживания» удачи у каждой нации свои. Русские и поморы, к примеру, закладывали позитивные посылы в элементы вышивки. Секретами с «НА» поделилась вышивальщица со стажем, народный мастер России, заслуженный учитель РФ, руководитель этнокультурного центра «Ремесленный дворик» музея «Малые Корелы» Наталья КУЗЬМИНА.
- Вышивки сопровождали человека на протяжении всей жизни. Новорождённых девочек принимали на вышитую материнскую рубаху, мальчиков – на отцовскую. Во всех элементах свадебного обряда присутствовали украшенные узорами полотенца. И поминальные ритуалы без вышитых полотнищ не обходились. Видела в одной деревне – на углу дома висит полотенце. Старики объяснили – тут умер человек, полотно с зооморфным орнаментом охраняет мир живых от мира мёртвых.
– Какие орнаменты были в наибольшем почёте у северных вышивальщиц и почему?
– Например, традиционный каргопольский орнамент – женские фигуры с поднятыми руками, окружённые единорогами или полубогами на лошадях, – заговор на хороший урожай. А будет урожай – будет сытая жизнь. Много на старинных вышивках зооморфных изображений, особенно птиц. Считалось, что птицы – посланники солнца. Они нам на Север белый свет приносят, а с ним и тепло-летушко. А самый распространённый геометрический орнамент – ромбы с точечками внутри – это символ дома, засеянного поля.
– На ваших вышивках много солярных знаков…
– Это Гитлер свастику опорочил, и сейчас её используют не те люди, какие надо, а в старину – это один из самых распространённых у славян обережных элементов был. Кстати, я как вышивальщица не имею права изменять традиционный орнамент, могу лишь играть цветом. Ведь любое новшество влечёт за собой изменение позитивной информации, заложенной в вышитое «послание». Недаром раньше, если что-то собьётся в орнаменте, говорили: «Погибелка!»