Нынешней зимой Следственный комитет нашёл-таки признаки мошенничества в особо крупном размере при строительстве стадиона на Крестовском острове в Петербурге. К тому времени будущая арена футбольного клуба «Зенит» уже стала едва ли не самой дорогой в мире: на 44 млрд. рублей в Европе можно построить 3–4 стадиона подобного класса и размера. Однако в СК предполагают, что дело о хищениях на Крестовском вряд ли будет иметь судебную перспективу.
Контрольно- -счётная палата Петербурга оценила объём злоупотреблений при строительстве стадиона в 15 млрд. рублей и назвала главного виновника – городское правительство. По словам главы КСП Вадима Лопатникова, начиная с 2006 года строительство велось с грубыми нарушениями – смета даже не утверждалась заказчиком. Первый генподрядчик ООО «Авант» получил на 800 млн. рублей больше только на стадии проектирования – применялись повышенные коэффициенты за «уникальность» и «сокращение сроков». По словам депутата Законодательного собрания Петербурга Бориса Вишневского, чистые хищения (завышения цен, необоснованные расценки и работа без документов) составили 6,6 млрд. рублей, а общий объём злоупотреблений – 22 миллиарда. С тем же «Авантом» контракт подписывал чиновник, который не имел на это полномочий.
Поразительно, что в результате всех разоблачений стадион подешевел почти на четверть: последняя сумма – 34 млрд. рублей. И это неудивительно – подрядчику есть на чём экономить.
Например, существует современная строительная технология: при возведении фундаментов грунт укрепляют винтовыми сваями. Свая представляет собой металлическую заострённую трубу с приваренной лопастью специальной конфигурации, с другой стороны которой крепится оголовок под основу будущего объекта. При возведении стадиона в Петербурге установили 11 тыс. буронабивных свай на 960 млн. рублей. Но есть проблема: их рыночная цена вдвое ниже.
– Вы можете представить себе, что кому-то кажутся лишними полмиллиарда? – рассуждает сотрудник Следственного комитета. – И процедура торгов здесь ни при чём: есть генеральный подрядчик, который получил бюджетные деньги и нанял субподрядчика по такой цене. Хотя можно открыть Интернет и найти кучу куда более дешёвых предложений. Также есть основания полагать, что работы по установке свай начали до разрешения из комитета по строительству и без проектно-сметной документации.
В истории нового стадиона полно таких моментов: вроде явного криминала нет и всё можно списать на головотяпство. До недавнего времени большинство проверяющих так и делали. Представьте, например, что вам нужно построить стадион на только расчищенной строительной площадке. По логике, ваши первые действия: укрепление грунта, фундамент. Ничего подобного, в 2007 г. сразу приобрели 63 тыс. пластиковых сидений на сумму около 300 млн. рублей. С тех пор они лежат под открытым небом рядом со стройкой – и в снег, и в зной. К открытию стадиона, в 2014 г., может выясниться, что они для использования не пригодны. Кто-то готов поверить, что это просто глупость?
Аудиторы Счётной палаты не смогли разобраться, куда делись около 70 тыс. сидений со старого стадиона имени Кирова, на месте которого возводится «Зенит-Арена». При сносе кировского стадиона должны были остаться щебень, грунт, металлоконструкции на 18 млн. рублей, которые предполагалось использовать снова. Но они как будто испарились.
– Простые граждане могут долго ломать голову, почему тот или иной объект столь дорог, – говорит адвокат Артём Сагитов. – В строительстве крутится огромное количество чёрного нала, потому что в любых расчётах вы не докопаетесь до цены гвоздя или кирпича. Верный признак: если по ходу стройки несколько раз меняются проект и генподрядчик, значит, итоговая цена может вырасти в несколько раз, а все участники будут кивать друг на друга. Иногда директора подрядчиков даже яростно судятся друг с другом, а после заседаний едут на охоту или в баню.
В случае со стадионом «Зенита» ситуация похожая: едва на объект зачастили следователи, крупнейшие подрядчики «Трансстрой» и «Мостоотряд-15» подали друг к другу иски в Арбитражный суд на миллиардные суммы. Хотя, когда керосином ещё не пахло, иной подрядчик жаловался, что Смольный не платит за уже сделанные работы, но не прекращал с ним сотрудничать и в суд не обращался. В свою очередь Смольный присылал на объект комиссию, которая обнаруживала, что, например, потрачена куча денег на совершенно ненужные металлоконструкции, но виновных не искала, никого не наказывала и деньги вернуть не пыталась. На фоне разговоров о том, что стадион нужно достроить чуть ли не через год, рвали контракт с проектировщиком, который два года готовил рабочую документацию, – и всё начиналось сначала.
Парки Крестовского острова – излюбленное место прогулок петербуржцев, которые про строительство стадиона давно всё поняли. Как только начинается возня вокруг очередного пересмотра сметы, у строителей наблюдается оживление, но уже через месяц из десятка башенных кранов не двигается ни один. Поэтому волну народного гнева вызвало телеинтервью губернатора Георгия Полтавченко: мол, нет оснований полагать, что на строительстве стадиона что-то украдено, а болельщики могли бы помочь его достроить на добровольных началах. Губернатора тогда недавно назначили: предысторию он вряд ли знал, а его отец помогал строить стадион имени Кирова в конце 1940-х. К слову, крупнейший стадион мира с насыпными трибунами город, только переживший блокаду, соорудил за три года.
Сегодня Полтавченко каждую неделю слушает подробный доклад о ходе строительства «Зенит-Арены». Проблема в другом: питерское чудо грозит превратиться в тренд. К чемпионату мира по футболу 2018 года полтора десятка стадионов по всей России обязательно достроят – и можно рассчитывать на бюджетные вливания. В СМИ сообщается, что цена одного места на новом стадионе «Динамо», возводимом при поддержке государственного банка ВТБ, составит 700 тыс. рублей, а на «Зенит-Арене» – «всего» 600 тысяч. Стоимость спартаковского стадиона в Тушино за три года выросла втрое, хотя предполагалось, что из-за кризиса арена подешевеет.