Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Общество № 14(356) от 11.04.2013

Между творчеством и стандартом

Петербургские педагоги в ожидании нового закона

, 12:46

Петербургский образовательный форум проводился в Северной столице уже в четвертый раз и по данным Комитета по образованию собрал в этом году гостей из 62 регионов России и 9 зарубежных стран.

Пять дней на 45 площадках города представители педагогической общественности самого разного уровня обменивались новостями и опытом. Заявленная тема звучала как «Образование и культура», но, пожалуй, наиболее актуально для многих стало предстоящее изменение законодательства.

Закон готов…

С 1 сентября 2013 года, как известно, вступает в силу новый федеральный закон «Об образовании».

«Этот закон на качественном уровне поднимает статус педагога. Профессия учителя и профессия преподавателя в вузе становится гораздо более привлекательной для молодежи и более социально защищенной для тех, кто сейчас трудится в этой сфере. Очень важно, что образование становится более доступным», — заявил журналистам министр образования РФ Дмитрий Ливанов 27 марта перед началом большого пленарного заседания, проводившегося в стенах Президентской библиотеки.

Закон также закрепляет право ребенка на обучение по индивидуальным учебным планам, на выбор образовательных организаций, факультативных и элективных курсов. Да и сами образовательные учреждения получают гораздо больше возможностей для разработки своих программ.

Ливанов подчеркнул и еще одну особенность закона: он единственный из отраслевых, где отрегулированы социальные гарантии.

Зарплата: осталось дождаться…

Самый болезненный вопрос для тысяч наших сограждан был прокомментирован так: по итогам 2012 года заработная плата учителей (и в целом педагогических работников) должна была быть доведена до средней по региону. И министр заверил, что в основном эта задача была решена. В каждом регионе, по его словам, должны быть приняты «дорожные карты», предполагающие поэтапное повышение оплаты труда различным категориям педагогических работников. Например, обещают не забыть тех, кто трудится в детских садах. Средняя заработная плата работников дошкольного образования должна быть увеличена почти на треть. А по каждому региону она достигнет среднего уровня оплаты труда педагогов общего образования. Зарплаты руководителей кружков, студий и секций также подтянут к «общеобразовательным». Однако это произойдет не ранее 2018 года.

Жизнь вне класса

О дополнительном образовании говорили в этот день довольно много, ведь сейчас разрабатывается и в ближайшее время будет опубликована государственная программа развития этой сферы. Еще незадолго до форума было объявлено, что планируется значительно увеличить количество детей, которые занимаются саморазвитием, посещая кружки, секции, студии и спортивные клубы.

В свою очередь Жанна Воробьева, председатель Комитета по образованию, с гордостью сообщила, что такие коллективы пользуются сейчас большой популярностью, переживая буквально второе рождение. Более того, в городе принята городская программа «Развитие технического творчества», ее цель — «сформировать интерес к науке и современным технологиям, что позволит в будущем обеспечить подготовку технически грамотных и мотивированных специалистов для различных отраслей производства города».

Петербургская система дополнительного образования считается одной из лучших в стране — подтвердили нам в РГПУ им. Герцена и в Городском дворце творчества юных. Сегодня 267 школ города имеют отделения такого рода, работают также 58 домов и центров творчества. Новые направления, такие как робототехника и мультимедиа, там действительно развиваются. Однако глядя на новый закон и на вводимый сейчас образовательный стандарт, у специалистов и родителей возникают опасения по поводу того, насколько доступной останется вся эта система.

«Дело в том, что в стандарте прописано от 6 до 10 часов в неделю. А если ребенок хочет заниматься больше — это уже за деньги родителей? В некоторых регионах уже проводился такой эксперимент: выдавался сертификат на 4 часа внешкольных занятий», — объяснила «АН» Евгения Якушева, заведующая городским центром развития дополнительного образования при ГДТЮ.

Не секрет, что и сейчас часть кружков, студий и секций работают на платной основе. Однако, как подчеркнула собеседница нашего издания, всегда должна быть альтернатива в виде бесплатных коллективов того же профиля.

Инклюзия без насилия

Нашлось в законе место и детям с ограниченными возможностями. Причем, весьма значительное, как отметил министр Ливанов.

«Эта тема прописана здесь очень мягко. Школам дана возможность формировать свои образовательные программы. С одной стороны это позволят “вписать” в общеобразовательные учреждения ребят с ограниченными возможностями, у которых нет для этого противопоказаний. С другой стороны, сохраняется сеть коррекционных школ», — прокомментировал «АН» Роман Демьянчук, проректор по инновационной деятельности института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга. Кстати, опыт такого рода накапливается в Петербурге уже лет 20, а в прошлом году в нашем городе была принята «Концепция инклюзивного образования». Впрочем, заметил наш собеседник, нельзя вводить такую систему огульно, семимильными шагами, как в Москве. Теперь образовательные учреждения должны будут защищать свое право на введение у себя элементов инклюзии равно как и на реализацию любой другой образовательной программы. Через год можно будет получить наиболее точные данные по состоянию этой сферы.

Всё по-взрослому

В дошкольном образовании также ждут перемен. Не менее 20 новелл, касающихся его, присутствуют в новом законе. Главное в том, что дошкольное образование вошло в структуру общего образования. А значит, для этой системы, как и для школ, будет разработан свой федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Сейчас действуют обязательные федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. «При этом очень важно отметить, что освоение программы в детском саду не будет сопровождаться какойлибо аттестацией детей, как в школе», — рассказала в интервью «АН» Марина Верховкина, заведующая кафедрой дошкольного образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО).

Возможно, ФГОС будет разработан и обсужден уже к осени, тогда же начнется его апробация. Что касается общедоступности, то оплата со стороны родителей сохранится. Это плата не за реализацию образовательного процесса, а за содержание ребенка в стенах детсада, поясняет эксперт. Учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать и взимать плату с родителей (или законных представителей). При этом им выплачивается компенсация.

Еще одна новелла касается работников ДОУ, речь идет о повышении квалификации педагога не реже чем один раз в три года (было — один раз в пять лет).

Всем этим, конечно, не исчерпывается спектр нововведений, которые подготовила нам власть. Однако, как подчеркивают эксперты, чтобы закон стал действовать, надо принять все необходимые подзаконные акты к нему. Сегодня остаются открытыми еще многие вопросы, касающиеся финансирования образовательных организаций, нагрузки и зарплаты преподавателей детских школ искусств, а также досрочного назначения им трудовых пенсий. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram