Аргументы Недели → Общество № 9(351) от 07.03.2013

Не-винная Грузия

Станут ли россияне покупать хванчкару и боржоми

, 16:50

Недавно руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объявил, что поставки грузинского вина и минеральной воды в Россию могут начаться уже в марте-апреле. Сорока производителям вина и боржоми разрешено представить образцы для регистрации в России.

Что  мешает возвращению грузинской продукции на российский рынок? Появятся ли на наших столах цинандали, киндзмараули, твиши, боржоми и другие напитки из Грузии?

Сногсшибательное вино

Встреча в выходные и праздники со старыми друзьями редко обходится без застолья. И лучше всех среди моих приятелей умеет накрывать поляну Левон Айрапетян, по его крылатому выражению, «русский армянин тбилисского розлива». Вот и сейчас он выставил на стол водку, коньяк и около десятка бутылок вина.

– Тут всего, как на маланьину свадьбу! – притворно возмутился близкий друг хозяина дома Константин Маров. – Но я буду только вино. Думбадзе тоже, думаю, не откажется от красненького.

Я несколько смутился, услышав своё старое прозвище. Грузинским князем Думбадзе меня в шутку окрестили в военной академии. Молодым старлеем из своего любимого Тбилиси я приехал на учёбу в Москву. И уже скоро, как говорили мои приятели, «задолбал» их восторженными рассказами о красотах Сакартвэлло, об игроках тбилисского «Динамо» и длинными грузинскими тостами. Впрочем, тогда никто не отказывался заглянуть в нашу комнату в общежитии, чтобы отведать грузинского вина, что передавали родственники поездом №13 «Тбилиси – Москва».

Ах! Каким было это вино... Сногсшибательный напиток! Правда, в прямом смысле этого слова я валился от него с ног всего три раза в жизни. Первый конфуз случился 31 декабря, за несколько часов до Нового года.

Хорошо помню, как медсестра, выглянув из окошка тбилисского роддома, кричала мне: «Генацвале, у тебя родился одын дэвочка и два мальчик». Я растерянно переспрашивал: «Что? Два мальчика?..» Пожилая грузинка терпеливо объясняла: «Два мальчик и одын дэвочка». Ошалелый, я настаивал: «Скажите, мальчик и девочка?» Женщина в белом халате возмущённо замахала руками: «Ваймэ, ты совсем глупый от счастья. У твоей жены тройня: два мальчика и девочка. Общий вес – 8300».

Но роды были очень сложными, и жене потребовалось прямое переливание крови. На счастье, у нас с ней была одна группа крови, вторая. И из меня тут же качнули пол-литра. Приехав домой, я выпил бокал своего любимого красного, как кровь, киндзмараули. Шампанского под бой курантов уже не потребовалось. Тот Новый год я позорно проспал.

Второй раз коварство грузинского национального напитка я ощутил, возвращаясь из Кахетии. В электричке соседями оказались местные крестьяне, которые везли в огромных бурдюках молодое вино – маджари. На вкус – это свежайший виноградный сок. Пьётся легко, голова поначалу светлая, ум – ясный. Только почему-то весело и хочется подпевать попутчикам: «Кахетинское вино пьём, дело своё знаем». Но когда перешли к печальному «Сулико», оторваться от скамьи и выйти из вагона на конечной станции стало невероятно трудно. Идти до дома пришлось на автопилоте. Маджари било по ногам куда сильнее, чем французское молодое вино божоле, которое позднее попробовал в Париже. А всё потому, что кахетинские вина готовили по древней технологии, не удаляя косточки из виноградных ягод. Потому танинов в маджари намного больше, чем в божоле. И пьянит оно сильнее.

Про третий случай и вспоминать не хочется. Бес попутал купить в 2005 году в московском супермаркете бутылку хванчкары. Знаю, в самой Грузии любимое вино Сталина достать почти невозможно. Там всего 200 гектаров виноградников этой марки. Зато в России так называемой хванчкары было хоть залейся. После первого же стакана этого пойла у меня наступило такое отравление, что пришлось вызывать «скорую». А ведь говорили знающие люди, что 99% грузинского вина тогда в Москве было химической отравой и подделкой.

Позорная марка

Хозяин дома в качестве аперитива предложил выпить по рюмочке массандровского хереса. Крепкое несладкое вино пятилетней выдержки было неплохим. И ялтинец Константин Маров стал вовсю расхваливать вина Массандры. Рассказал он, и как водил важных гостей в дегустационный зал самого знаменитого винзавода Крыма. Тогда при входе у всех спрашивали год рождения. Некоторые дамы смущались и сбрасывали себе кто пять, а кто и десять лет. И лишь старый аксакал, винодел из Грузии, лукаво улыбаясь, прибавил к своему почтенному возрасту ещё несколько годков. Он-то знал эту фишку. Каждому почётному гостю виноделы принесли херес его года рождения. И разница между двадцатилетним и шестидесятилетним напитком была огромная!

Увы, ещё больше разница между тем вином, что пьёшь в самой Грузии, и тем, что до эмбарго мы покупали в магазинах России. Несмотря на разные известные названия, эти подделки были одной позорной марки, которую в народе метко прозвали «минассали». О ней откровенно рассказал экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили: «Большинство грузинских виноделов способом так называемого мухлежа старались завоевать российский рынок и ввезти то вино, которое не реализуется в Европе. Продавать «вино» в России грузинским дельцам было нетрудно, так как в России продать можно даже, прошу прощения за это выражение, фекальные массы».

«Русский армянин тбилисского разлива» Левон Айрапетян со знанием дела заметил, что хорошее грузинское вино – то, которое ты делаешь для себя. А на заводах как была бурда, так и осталась. Двадцать названий – и всё из одной бочки. И это идёт на экспорт! В Тбилиси уже несколько лет рассказывают историю, как президент Михаил Саакашвили принёс на заседание своего правительства три бутылки с якобы грузинским вином. Одну, дескать, он купил в Болгарии, другую – в Испании, а третью – в Эстонии. И тут же, на заседании, заставил пить это вино министра сельского хозяйства. Тот сказал, что это не вино, а помои, чистой воды фальсификат. И сразу вслед за этим телевидение показало, как за один день в Западной Грузии обнаружили девять подпольных винных заводов. А сколько их ещё осталось работать?

Не зря же поводом к запрету грузинских вин в РФ стали обнаруженные в бутылках разных поставщиков пестициды. В том числе те, что относятся к глобальным загрязнителям окружающей среды, запрещённым ещё в 70-е годы, – ДДТ, альдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан. Российские специалисты объясняли высокую концентрацию химикатов вероятным несоблюдением в Грузии экологических норм при строительстве новых производственных мощностей винной промышленности и, видимо, недобросовестной работой тамошних служб контроля.

Также печально обстояли дела и с минеральной водой. По оценке специалистов, до эмбарго 2006 года в Россию приходило из Грузии только 10% настоящего боржоми, а 90% в таких же бутылках и с такими же этикетками было наполнено смесью из обыкновенной воды, соды и газа. Не зря говорят, поздно пить боржоми. Это когда-то лучшее средство от похмелья тоже превратилось в позорную марку.

– Я пока остерегусь покупать грузинские вино и минералку, – сказал Левон Айрапетян. – Лучше пей мацони, пей джермук – и умрёшь без всяких мук.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram